Единицы и ярусы системы языка: фонологический, морфологический, синтаксический; слово как основная единица языка

Ярусы русского языка и разделы науки о языке

Единицы и ярусы системы языка: фонологический, морфологический, синтаксический; слово как основная единица языка

Язык представляет собой Сложную семиотическую структуру , иерархически стратифицированную на Ярусы . Каждый ярус языковой структуры образует систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц. В любом ярусе языковой структуры могут быть выделены свои Уровни . Для каждого яруса может быть выделена его основная единица. Для морфологического яруса основной единицей является Морфема , а для фонологического – Фонема . Между фонологическим и морфологическим ярусами есть Зона морфонологии , не образующая особого яруса. Никаких морфонем как особых единиц не существует.

Содержание

Парадигматические и синтагматические отношения связаны единицами разной степени сложности. Противопоставление этих отношений отражает разноуровневый характер языка.

Язык представляет собой Сложную семиотическую структуру, иерархически стратифицированную на Ярусы. Каждый ярус языковой структуры образует систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц. В любом ярусе языковой структуры могут быть выделены свои Уровни. Для каждого яруса может быть выделена его основная единица. Для морфологического яруса основной единицей является Морфема, а для фонологического – Фонема. Между фонологическим и морфологическим ярусами есть Зона морфонологии, не образующая особого яруса. Никаких морфонем как особых единиц не существует.

Фонология — раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования — противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка. Фонема — это минимальная абстрактная языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для различения и отождествления слов и морфем.

Большинство специалистов рассматривают фонологию (учение о функциональной стороне звуков речи) как раздел фонетики (учения о звуках речи); некоторые (среди них, в частности, такие видные фонологи, как Н. С.Трубецкой и С. К.Шаумян) рассматривают эти две дисциплины как непересекающиеся разделы лингвистики

Морфология оказывается широкой областью, при делении грамматики на морфологию и синтаксис. Основной единицей морфологического уровня является Морфема — мельчайшая значимая единица языка, которая является средством выражения грамматических значений. В отличие от слова и предложения, которые способные к самостоятельному употреблению, морфема выступает как составная часть слова и формы слова. Морфемы являются двусторонними единицами языка: у них две стороны — семантическая и фонетическая. Морфологическая структура слова осознается не только благодаря свободному употреблению основы и аффиксов, но и благодаря тому, что каждое слово включается в ту или иную категорию, принимает ту, или иную парадигму, становится компонентом того или иного словообразовательного ряда.

Синтаксический ярус является самым высшим из основных ярусов языковой системы, следовательно является самым сложным. Количество единиц на синтаксическом ярусе практически бесконечно, поскольку уровень связанной речи предполагает бесконечное число вариантов выражения мыслей. До настоящего времени в синтаксической науке нет единого мнения о том, что является основной синтаксической единицей. В истории науки существовало 3 точки зрения:

Одна из них сложилась в рамках московской лингвистической школы (Фортунатов). Последователи этой школы считали, что основной единицей языка на связанной речи является словосочетание, поскольку именно из него строится предложение, т. е. словосочетание — основной стройматериал.

Эту точку зрения развивал академик Шахматов, который считал, что не словосочетание, а именно предложение является основной синтаксической единицей, поскольку словосочетание не может быть единицей общения людей, т. е. у словосочетания нет коммуникативной функции.

Другую точку зрения выдвинул В. В. Виноградов, который примирил обе бывшие точки зрения. Он считает, что на синтаксическом ярусе существует две единицы, т. е. и словосочетание и предложение. Но словосочетание у Виноградова выполняет структурно-номинативную функцию, а предложение выполняет структурно-коммуникативную, т. е. раз у них разные функции, значит одна дополняет другую.

Основной языковой единицей является Слово – это чисто семиотическая (знаковая) единица, воплощенная в членораздельных звуках (или их письменных заменителях) и имеющая самостоятельное, т. е. независимое от других таких же единиц конкретное или отвлеченное значение. Слова не материальны, но всегда выражены материальными речевыми единицами. Совокупность всех слов со всеми правилами их построения, соединения, их членения, изменения и звуковой передачи составляет Язык.

Слово можно рассматривать в его отношении к системе звуковых средств его выражения – фонологический ярус; можно рассматривать в отношении к системе его значимых несамостоятельных частей (повторяющихся в других словах) – морфологический ярус; наконец – в его отношении к системе сочетаний с другими словами – синтаксический ярус.

12.10.2016, 10176 просмотров.

12.10.2016, 10176 просмотров.

Для морфологического яруса основной единицей является морфема, а для фонологического фонема.

Myfilology. ru

05.04.2018 5:08:46

2018-04-05 05:08:46

Источники:

Https://myfilology. ru/yazykoznanie/ediniczy-i-yarusy-sistemy-yazyka-fonologicheskij-morfologicheskij-sintaksicheskij-slovo-kak-osnovnaya-edinicza-yazyka/

Введение, ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА — ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ » /> » /> .keyword { color: red; } Ярусы русского языка и разделы науки о языке

Ярусы русского языка и разделы науки о языке

Введение

Языкознание — это наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях, а также об общих законах строения и развития всех языков мира. «Язык сам по себе и для себя является наиважнейшим и общеполезнейшим предметом исследования, — писал крупнейший немецкий философ, филолог, один из самых глубоких и оригинальных мыслителей XIX в. Вильгельм фон Гумбольдт. — Язык не просто внешнее средство общения людей. но заложен в самой природе человека и необходим для развития его духовных сил и формирования мировоззрения» [1] .

В мире существует от 2,5 до 6 тыс. языков, хотя народов по данным на 1983 г. около 1 тыс. [2] При этом распространение языков по земному шару очень неравномерно: на обширной территории Китая, например, говорят в основном на мандаринском наречии, а на о. Новая Гвинея и прилежащих к нему маленьких островах говорят на 1000 различных языках. При всех огромных различиях между языками они имеют и много общего. К таким признакам, объединяющим все языки мира, относятся, например, следующие:

    1) каждый язык является достоянием отдельного коллектива (народа, нации), в связи с чем любой язык (даже самый необработанный) выполняет в жизни этого коллектива разные функции, среди которых важнейшими являются две — быть средством человеческого общения и быть средством познания окружающего мира; 2) каждый язык состоит из звуков, произносимых человеком, с помощью которых формируются слова и выражаются мысли, поэтому любой язык имеет по крайней мере два коррелятивных класса образований — слово и предложение; 3) любое высказывание в том или ином языке членится на элементы, повторяющиеся в составе других высказываний; 4) каждый язык обладает набором таких повторяющихся элементов и правилами их соединения в высказывания.

Предметом языкознания являются такие сложные вопросы, как сущность языка, его происхождение и основные функции, соотношение языка и мышления, языка и объективной действительности, типы языков, организация их языковой структуры, функционирование и историческое развитие, классификация языков и др.

Внутри языкознания условно можно выделить общее языкознание и частное. Предметом изучения общего языкознания являются общие законы организации, развития и функционирования языков. В рамках общего языкознания находится типологическое языкознание, изучающее языки в сопоставительном аспекте с целью выявления общих закономерностей их развития и функционирования. Типологическое языкознание устанавливает языковые универсалии, т. е. положения, которые действительны для всех языков мира (так называемые абсолютные универсалии) или для их значительного большинства (так называемые статистические универсалии).

К Абсолютным универсалиям относятся, например, следующие:

1) во всех языках мира существуют гласные и смычные согласные (хотя соотношение их может быть разным); 2) в каждом языке речевой поток членится на слоги, среди которых обязательно встретится структура «согласный + гласный»; 3) во всех языках мира есть имена собственные и местоимения; 4) в грамматической системе любого языка различаются имя и глагол; 5) в каждом языке есть слова, передающие эмоции или команды человека; 6) если в языке есть категория падежа или рода, то в нем есть и категория числа; 7) если в языке есть противопоставление по роду у существительных, то оно есть и у местоимений; 8) если в языке определение стоит перед именем (как в словосочетании Новый дом), то и числительное тоже будет стоять перед именем (Один дом, Первый дом); 9) на всех языках мира люди говорят предложениями, при этом все языки различают вопросительные и утвердительные предложения; 10) во всех языках мира в предложении, как правило, имеется субъект действия и его объект, предмет и его признак, те или иные временные и пространственные отношения и т. д.

Из числа Статистических универсалий можно привести, например, такие: 1) в большинстве языков мира существует не менее двух различающихся гласных (исключение составляет лишь язык аранта в Австралии, имеющий только один гласный); 2) в большинстве языков мира система местоимений имеет не менее двух чисел (исключением является один из австронезийских языков — яванский, в котором в местоимениях ед. ч. и мн. ч. не различаются).

Положения, которые действительны для всех языков мира так называемые абсолютные универсалии или для их значительного большинства так называемые статистические универсалии.

Studme. org

11.01.2019 16:05:58

2019-01-11 16:05:58

Источники:

Https://studme. org/122928/literatura/yazykoznanie_nauka

Задание №1. Языковая система русского языка — контрольная работа » /> » /> .keyword { color: red; } Ярусы русского языка и разделы науки о языке

Задание №1

Задание №1

А) Что такое система? Почему язык является системой? Что представляет собой структура языка?

Б) Что такое языковой уровень? Какие уровни (ярусы) языковой системы вам известны?

В) Назовите единицы, образующие фонетический (фонологический), морфологический, синтаксический и лексический уровни. Дайте их характеристику.

Г) Охарактеризуйте основные типы отношений между единицами языковой системы. Что такое парадигматические отношения? синтагматические отношения? иерархические отношения? Каков характер отношений между языковыми уровнями?

Д) Почему язык определяют как систему систем? Чем обусловливается ее единство?

Е) Назовите разделы языкознания, изучающие различные структурные участки (уровни) языковой системы.

Слово система — греческое по происхождению буквально означает целое из составных частей, а слово структура — латинское по происхождению обозначает строение, расположение; слово система имеет больше значений и в одном из них совпадает со значением слова структура: Устройство, структура, представляющая собой единство закономерно расположенных и функционирующих частей (книжн.).

Когда мы говорим система языка или структура языка, то подчеркиваем, что язык имеет внутренний порядок, организацию своих частей в единое целое. Однако мы говорим структура слова, но система склонения. Следовательно, системность и структурность характеризуют язык и его единицы как единое целое с разных сторон.

Система языка — это инвентарь его единиц, объединенных в категории и ярусы по типовым отношениям; структуру языка образуют отношения между ярусами и частями единиц; следовательно, структура языка — лишь один из признаков системы языка. Единица языка, категория языка, ярус языка, языковые отношения — эти понятия не совпадают, хотя они все важны для раскрытия понятия системы языка.

Ярус языка — совокупность однотипных единиц и категорий языка. Основными ярусами являются фонетический, морфологический, синтаксический и лексический.

Фонетический уровень. На фонетическом уровне определяются такие понятия, как фонемы и аллофоны. Это кирпичики, из которых строятся все лингвистические элементы более высокого уровня.

Фонемы. Фонемы не отождествляются напрямую со словами или слогами. Они играют роль неделимых частиц, атомов языка и представляют собой последовательности звуков. Из фонем составляются все другие конструкции языка, такие как слоги и слова.

Фонемы обладают многочисленными признаками, которые можно использовать для их классификации и распознавания. В качестве примера приводятся следующие признаки: звонкость и глухость; твердость и мягкость; взрывность и фрикативность; отсутствие или присутствие назальности; переднеязычность и заднеязычности. Те признаки, изменение которых приводит к изменению фонемы, называются фонологически существенными признаками фонем.

Аллофоны. Ситуация с многообразием признаков фонем усложняется еще одним обстоятельством — одни и те же фонемы могут изменяться. Например, гласная буква о произносится по-разному в словах вода и водяной. Вместе с тем, эти гласные являются представителями одной и той же фонемы о, так как они занимают одно и то же положение в звуковой структуре корневой морфемы вод и чередуются друг с другом в силу действующих в современном русском языке фонетических закономерностей.

Такие различные реализации фонем называются вариантами фонемы или аллофонами. При этом один из аллофонов, в котором свойства фонемы проявляются в наибольшей степени, играет роль главного варианта фонемы. Всего в русском языке насчитывается 43 фонемы (37 согласных и 6 гласных) [2]. К этому добавляются многочисленные аллофоны.

Фонологический уровень. На фонологическом уровне определяются комбинации фонем и аллофонов, реально встречающихся в человеческой речи. При этом учитывается, что различные комбинации фонем и аллофонов могут встречаться в речи с различной вероятностью.

Все звуки русского языка принято делить на гласные и согласные. Гласных звуков и, соответственно, гласных фонем всего пять. Это а, и, о, у, э.

Что же касается согласных фонем, то их насчитывает 39: п, п, б, б, ф, ф, в, в, м, м; т, т, д, д, ц, с, с, з, з, н, н, л, л; ш, щ, ж, ж, ч, р, р; j; к, к, г, (г), х, (х), (g) (g).

Здесь апостроф используется для различения звонких и глухих согласных. В круглых скобках находятся так называемые факультативные фонемы. Факультативная фонема g выделяется в словах с Богом, Богу и Бога. Она считается факультативной (необязательной) так как может быть заменена фонемой г. Заметим, что разные исследователи выделяют в русском языке разное количество фонем и аллофонов.

Морфологический уровень. На морфологическом уровне накладываются ограничения на структуру таких лингвистических элементов, как слоги и морфемы. Эти элементы состоят из фонем и аллофонов, причем при формировании речи добавляются различные фонетические процессы. Однако сами по себе фонемы не несут никакой смысловой нагрузки. Это просто отдельные звуки речи, и ничего больше. Поэтому если система распознавания выделила из речи отдельные фонемы, она должна еще суметь составить из нее слова и предложения. А это непросто, особенно в случае слитной речи, наиболее удобной для человека.

Слоги. Слог — это минимальная фонетическая единица речевого потока, включающая в свой состав, как правило, один гласный звук с примыкающими к нему согласными звуками. Слоги бывают открытыми, закрытыми, условно закрытыми, прикрытыми и неприкрытыми.

Открытые слоги заканчиваются на гласный звук, а закрытые — на согласный. При этом закрытые слоги нельзя открыть, например, рубль, морс. Условно-закрытые слоги можно открыть, изменяя слово, например, кот-коты, клоп-клопы. Прикрытые слоги начинаются с согласного звука, например, до-ма, мо-ло-ко. Неприкрытые слоги начинаются с гласного звука: о-ло-во, а-ре-на. Сами по себе слоги могут нести, а могут и не нести смысловую нагрузку. Например, такой закрытый слов как рубль, несет вполне определенную смысловую нагрузку. Что же касается прикрытых слогов мо, ло и ко, то сами по себе они никакой смысловой нагрузки не несут.

Из этого следует, что системе распознавания недостаточно выделить из речи отдельные слоги. Само по себе это не дает системе возможности понять, о чем, собственно, идет распознаваемая речь.

Морфемы. Морфемой называется наименьшая значимая часть слова. Например, в слове кусочный можно выделить морфему кусоч. В русском языке морфемы могут совпадать со слогами, а может быть и так, что морфема состоит из нескольких слогов (как, например, в морфеме ку-соч, состоящей из двух слогов). Однако есть языки, в которых слоги всегда совпадают с морфемами.

Лексический уровень. Сами по себе морфемы не могут образовывать предложения, но с их помощью создаются более крупные лингвистические единицы — лексемы. Лексемой называется множество словоформ с общим лексическим значением. Лексема способна выступать членом предложения и образовывать предложения. Она, может быть, простой и составной. В первом случае лексема состоит из одного слова, а во втором — из нескольких, например, железная дорога, дом отдыха.

На лексическом уровне определяются слова и словоформы, которые возможны для данного языка. Действительно, комбинируя между собой морфемы и слоги, можно образовать бесконечное количество словоподобных конструкций, но в каждом конкретном языке далеко не все они будут наполнены каким либо значением.

Слова могут играть роль лексем, но не все слова являются лексемами. Служебные слова, такие, например, как из и бы не являются лексемами.

Системы распознавания речи могут пользоваться словарями лексем. С помощью этих словарей можно сделать процесс распознавания лексем надежнее, исключая заведомо ложные комбинации, не несущие смысловой нагрузки и появившиеся в результате ошибки механизма распознавания.

Семантический уровень. Высшим уровнем языка является семантика. Именно на этом уровне человеческий мозг отображает речевые конструкции на понятия и образы, устанавливая отношения между объектами и обозначающими их словами. Наличие стройной системы семантических связей необходимо для создания систем распознавания речи. Только с ее помощью можно получить на выходе этой системы не простой набор слов, извлеченных из потока речи, а осмысленный набор понятий и отношений между ними, встречающихся в реальной жизни.

Предложения. На семантическом уровне определяется такое понятие, как предложение. Согласно определению, предложение — это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.

Но предложение — это не просто осмысленный набор слов и лексем. Предложение может передавать отношение говорящего человека к озвучиваемой мысли. Предложение может иметь особую интонацию, а также заключать в себе предикативность, то есть отношение сообщения к действительности, независимо от того, имеется в этом сообщении глагол или нет. Только такие системы распознавания, которые способны выделять из речи предложения, можно считать достаточно совершенными. Ибо главным образом, именно в виде предложений человек формулирует свои мысли.

Эмоции. К семантическому уровню можно отнести не только словесное представление речи, но и эмоции, выражаемые человеком во время ее произнесения при помощи различных звуков и жестов. Жесты, сопровождающие речь, могут дополнять и менять смысл произнесенных слов, а также придавать им совершенно другой смысл.

Как единицы внутри категории, так и категории внутри яруса связаны друг с другом на основе типовых отношений. Языковые отношения — это те взаимосвязи, которые обнаруживаются между ярусами и категориями, единицами и их частями. Основными типами отношений являются парадигматические и синтагматические, ассоциативные и гипонимические (иерархические).

Единицы языка — его постоянные элементы, отличающиеся друг от друга назначением, строением и местом в системе языка. По своему назначению единицы языка делятся на: номинативные, коммуникативные и строевые. Основной номинативной единицей является слово (лексема), коммуникативной — предложение, его синтаксический образец. Строевые единицы языка служат средством построения и оформления номинативных и коммуникативных единиц; строевыми единицами являются фонемы и морфемы, а также формы слов и формы словосочетаний.

Единицы языка распределяются по категориям и ярусам языка. Категории языка — это группы однородных единиц языка; объединяются категории на основе общего, категориального признака, обычно семантического. Так, в русском языке имеются такие категории, как время и вид глагола, падеж и род имени, (существительного и прилагательного), категория собирательности.

Парадигматическими называются отношения между единицами одного и того же уровня, в силу которых эти единицы различаются и группируются. Единицы языка, находясь в парадигматических отношениях, являются взаимопротивопоставленными, взаимосвязанными и тем самым взаимообусловленными.

Единицы языка являются противопоставленными в силу их определенных различий: так, русские фонемы «т» и «д» различаются как глухая и звонкая; формы глагола пишу — писал — буду писать различаются как имеющие значения настоящего, прошедшего и будущего времени. Единицы языка являются взаимосвязанными, поскольку объединяются в группы по сходным признакам: так, русские фонемы «т» и «д» объединяются в пару в силу того, что обе они — согласные, переднеязычные, взрывные, твердые; указанные ранее три формы глагола объединяются в одну категорию — категорию времени, так как все они имеют временное значение.

Синтагматическими (сочетаемостными) называются отношения между единицами одного уровня в речевой цепи, в силу которых эти единицы связываются друг с другом, — это отношения между фонемами при их связи в слоге, между морфемами при их связи в слова, между словами при их связи в словосочетания. Однако при этом единицы каждого уровня строятся из единиц более низкого уровня: морфемы строятся из фонем и функционируют в составе слов (т. е. служат для построения слов), слова строятся из морфем и функционируют в составе предложений.

Отношения между единицами разных уровней признаются иерархическими.

В пределах каждого круга или яруса языковой структуры (фонетического, морфологического, лексического, синтаксического) имеется своя система, так как все элементы данного круга выступают как члены системы. Система — это единство однородных взаимообусловленных элементов. Члены системы взаимосвязаны и взаимообусловлены в целом, поэтому и число элементов и их соотношения отражаются на каждом члене данной системы. Системы отдельных ярусов языковой структуры, взаимодействуя друг с другом, образуют общую систему данного языка.

Строение каждого уровня, отношения единиц между собой являются предметом изучения разделов языкознания — фонетики, морфологии, синтаксиса лексикологии.

Фонетика (от греч. рhone — звук) — раздел языкознания, изучающий звуки языка, их акустические и артикуляционные свойства, законы их образования, правила функционирования (например, правила сочетаемости звуков, распределения гласных и согласных и т. д.).

Морфемный и синтаксический уровни языка изучаются двумя лингвистическими дисциплинами — соответственно морфологией и синтаксисом.

Традиционно морфология и синтаксис объединяются, составляя два относительно самостоятельных раздела, в более общую лингвистическую науку — грамматику (от греч. gramma — письменный знак) — раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.

Морфология (от греч. morphe — форма, logos — слово, учение) — один из разделов грамматики, изучающий морфемный состав языка, типы морфем, характер их взаимодействия и функционирования в составе единиц более высоких уровней.

Синтаксис (от греч. syntaxis — составление, построение) — это раздел грамматики, изучающий закономерности построения предложений и сочетания слов в словосочетании. Синтаксис включает в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

Лексикология (от греч. lexikos — словесный, словарный, logos — учение) — это раздел языкознания, изучающий слово и словарный состав языка в целом. Лексикология включает в себя следующие разделы:

Ономасиология (от греч. onoma — «имя», logos — учение) — наука, исследующая процесс называния. Ономасиология отвечает на вопрос, как происходит называние, присвоение имен предметам и явлениям внешнего мира;

Семасиология (от греч. semasia — обозначение, logos — учение) — наука, изучающая значения слов и словосочетаний. Семасиология исследует смысловую сторону языковой единицы, сопоставляя ее с другими единицами того же уровня. Она показывает, как в единицах языка (словах) отображается внеязыковая действительность;

Фразеология (от греч. phrasis — выражение, logos — учение) — наука, изучающая устойчивые обороты речи языка, природу фразеологизмов, их типы, особенности функционирования в речи. Фразеология выявляет специфику фразеологизмов, особенности их значения, отношений с другими единицами языка. Она разрабатывает принципы выделения и описания фразеологических единиц, исследует процессы их образования;

Ономастика (от греч. onoma — имя) — наука, изучающая имена собственные в широком смысле слова: географические названия изучает топонимика, имена и фамилии людей — антропонимика;

Этимология (от греч. etymon — истина, logos — учение) — наука, изучающая происхождение слов, процесс формирования словарного состава языка. Этимология объясняет, когда, в каком языке, по какой словообразовательной модели возникло слово, каково было его первоначальное значение, какие исторические изменения оно претерпело;

Лексикография (от греч. lexikon — словарь, grapho — пишу) — наука, занимающаяся теорией и практикой составления словарей. Она разрабатывает общую типологию словарей, принципы отбора лексики, расположения слов и словарных статей.

Транскрибируйте слово «мир»; дайте характеристику образующих его звуков.

Слово «мир» состоит из трех звуков:

М — мягкий глухой согласный звук;

И — закрытый гласный звук;

Р — твердый звонкий согласный звук.

Транскрибируйте слово «вокзал», «застенчивый»; определите и охарактеризуйте фонетические процессы, происходящие при их произношении.

Вок-зал — имя существительное, слово двухсложное.

Вокзал — в[о]к-з[а`]л. Слово состоит из безударного гласного о и ударного гласного а фонетика гласных совпадает с их транскрипцией. Вокализация гласного о идет по восходящей, слышится двойное о, звук а — произносится ударно кратно по нисходящей, на выдохе. Согласный звук в произносится слитно со звуком о, звук к слышится как один перед краткой паузой перед ударным кратким з[а`]л.

Застенчивый — зас-те`н-чи-вый, з[аа]с-т[еэ]н-ч[иы]-в[ы]й.

Слово состоит из 4 слогов, фонетика размеренная, на одном голосовом уровне.

С тех пор я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России. Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно живописной со всей своей грустью, спокойствием и простором, — как средняя полоса России. Величину этой любви трудно измерить. Каждый знает это по себе. Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое деревцо над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу.

С те[еэ]х пор я навсегда и всем серцем привязался к Средней Р[а]сии. Я ни знаю страны, абладающэй такой [а]громн[а]й лирическ[а]й сил[а]й и такой трогательн[а] жив[а]писн[а]й с[а] всей св[а]ей грустью, сп[а]койствием и пр[а]стором, — как средняя п[а]л[а]са Р[а]сии. Величину эт[а]й любви трудн[а] измерить. Каждый знает эт[а] п[а] себе. Любишь каждую травинку, п[а]никш[ау]ю от р[а]сы или с[а]гретую со[л]нцем, каждую кружку в[а]ды из лесного к[а]лодца, каждое деревцо над озером, трипещущее в б[и]зветрии листьями, каждый крик петуха и кажд[а]е облако, плывущее п[а] бледн[а]му и высок[а]му небу.

Определите по этимологическому словарю мотивирующее значение (внутреннюю форму) данных слов: «рука», «здоровый», «лестница»

Рука. Общеславянское. Считается словом того же корня, что лит. ranka «рука» (от renku «собираю»). В таком случае рука буквально — «собирающая».

Здоровый. Общеслав. Первоначальное *sъdorvъ (здоров после развития полногласия or > оро и озвончения s перед d в з после падения редуцированных) является преф. производным от *dorvo «дерево». Дерево — здоровый. Буквально — «похожий на дерево» (по высоте или / и крепости).

Лестница. Искон. Возникло по модели звонница и т. д. на основе общеслав. *lestvica, образованного посредством суф. — ic(a) от *lestva < leztva (>Лества), суф. производного (типа бритва) от lezti. Лезть. Лестница буквально — «то, с помощью чего лезут».

Выпишите из словаря десять общеупотребительных слов; десять слов из области книжной лексики; десять слов из сферы разговорно-литературной лексики; приведите несколько примеров диалектных слов.

Общеупотребительные слова: хлеб, вода, учеба, школа, письмо, платье, ветер, вечер, утро, полдень.

Слова из области книжной лексики: книга, чтение, литература, писатель, читатель, форзац, обложка, страница, буква, оглавление.

Слова из сферы разговорно-литературной лексики: чеканка, заявка, скакалка, смекалка, выправка, поправка, загадка, речка, бережок, мосточек.

Примеры диалектных слов: ямки, ушат, саян, дрожки, нонче, сенцы, утица, венец, опояска, чарка.

Раскройте значения выделенных слов; укажите, на основе каких процессов образовались эти значения.

1. Городок этот мне понравился своим местоположением у подошвы двух высоких холмов (Т.). 2. [Григорий] подошел к стоявшему на лавке чугуну и, отодвинув деревянный кружок, зачерпнул воды (Шол.). 3. Налево, до самого горизонта, тянется золотистое море поспевшей ржи (Ч.). 4. [Петя] стал показывать мне свою последнюю работу — проект памятника Пушкину к столетнему юбилею (Кае.). 5. Светлые и темные воспоминания одинаково его терзали (Т.).

Значение слова «Подошва» по Ефремовой: Подошва — Нижняя часть, основание горы, холма и т. п. // разг. Нижняя часть, основание каких-л. сооружений // Дно оврага, канавы, водоема и т. п.

Чугун (тюрк.), Чугун, чугунец, чугунок, чугунчик, чугунища, чугунник, литой чугунный горшок для варки и других нужд, корчага. Горшок чугуну (котлу) не товарищ (расшибется об него).

Чугунка ж. сибирское чугун, горшок, корчага. | Тамб. биток, чугунная бабка. | Чугунная или железная печь. От чугунки нередко угар живет. | Курско-оскольское — мерное, казенное ведро; чугуночка, четверть ведра, две кружки. Чугунчик, чугун, чугунный горшок.

Море. Значение слова «Море» по Ефремовой: Море — перен. Обширное, безбрежно простирающееся пространство чего-л. // разг. Огромное количество, неисчислимое множество чего-л.

Рабомта ж Действие по значению глаг.: работать. То, чем кто-л. занят; занятие. Круг занятий, обязанностей.

Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля: светлый, издающий свет из себя, освещающий, светящий; яркий, сияющий; блестящий своим или отражательным светом;

Словарь синонимов русского языка: Светлый — светозарный, лучезарный, лучистый, светоносный.

Темный, ая, ое; тёмен, темнам, темном (тёмна, тёмно простореч.). 1. Лишенный света, погруженный в тьму, в мрак. 2. перен. Неизвестный, неясный, смутный, такой, в котором трудно дать себе отчет, разобраться.

Выделите в словах морфемы, выявите корневые и аффиксальные морфемы, разграничьте словообразующие и формообразующие аффиксы.

Подснежник, необитаемый, радовать.

Морфемма (от греч. мьсцзмб) — наименьшая языковая единица, обладающая значением. Аффиксы — передают грамматическое и лексическое значение.

Подснежник — корневая морфема «снеж», циркумфикс «под», постфикс «ник».

Необитаемый — корневая морфема «обит», циркумфикс «не», постфикс «ем», флексия «ый».

Радовать — корневая морфема «рад», постфикс «ов», флексия «ать».

В следующих примерах определите способы выражения грамматических значений и значения, выражаемые ими: книга — книги — книге; надеяться — будем надеяться; (высокие) сосны — (высокой) сосны; старый — старый-старый; Лес заслонил дом. — Дом заслонил лес.

Книга — книги — книге — способы выражения грамматических значений с помощью окончаний или флексий (а, и, е). Книга — сущ., ед. числа, им. падеж; книги — сущ., мн. числа., им. падеж; книге — сущ., ед. числа, тв. падеж.

Надеяться — будем надеяться. Способы выражения грамматических значений с помощью слова будем. Надеяться — глагол неопределенной формы, неопределенного времени, будем надеяться — глагол неопределенной формы, будущего времени.

(высокие) сосны — (высокой) сосны. 1. Сосны — сущ., им. падеж, мн. число. 2. Сосны — сущ., род. падеж, ед. число.

Старый — старый-старый. 1. Старый — качеств. прилаг., старый-старый — качеств. прилаг., усиливающее действие.

Лес заслонил дом. — Дом заслонил лес. Одно и то же значение. В первом случае главное ударное слово — «лес», во втором случае главное ударное слово «дом».

Вок-зал — имя существительное, слово двухсложное.

Inyaz. bobrodobro. ru

14.11.2020 18:34:47

2020-11-14 18:34:47

Источники:

Https://inyaz. bobrodobro. ru/18971

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *