Рубрики
ЕГЭ Общество

Язык как универсальное средство общения

Язык стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система егэ

Язык как отражение национального мышления

Язык, как стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных звуковых знаков, предназначенная для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. Соотношение языка и мышления.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Предмет Языкознание
Вид Реферат
Язык Русский
Прислал(а) Тамара
Дата добавления 12.07.2011
Размер файла 25,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Язык — важнейшее средство человеческого общения. Несколько слов о лингвистики. Язык с точки зрения теории знаков. Письмо и его значение. Свойства знаков. Виды знаковых систем. Специфика языка как знаковой системы.

Курсовая работа [942,1 K], добавлен 25.04.2006

Теория красноречия, ораторы Древней Греции и Древнего Рима. Модель речевой коммуникации, способы или виды чтения. Язык как важнейшее средство человеческого общения, соотношение языка и речи. Разновидности национального языка. Виды и техника слушания.

Курс лекций [55,9 K], добавлен 13.10.2010

Взаимосвязь между языком и мышлением. Понятие и основа наглядно-чувственного мышления. Сущность языка как системы словесного выражения мыслей. Противоположные точки зрения разных исследователей-лингвистов на степень взаимоотношения языка и мышления.

Реферат [15,8 K], добавлен 09.12.2010

Русский язык – это национальный язык великого русского народа. При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Лингвистический вкус, как и весь культурный облик человека,— результат опыта, жизни.

Лекция [19,9 K], добавлен 26.03.2007

Язык как полифункциональная система, имеющая дело с созданием, хранением и передачей информации. Характеристика главных функций языка как знаковой системы. Основные компоненты языка, грани языкового знака. Язык как система знаков и способов их соединения.

Контрольная работа [24,8 K], добавлен 16.02.2015

Природа и сущность языка. Натуралистический (биологический) подход к языку. Психический подход к языку. Язык — явление социальное. Язык как система знаков. Функции языка по Бюлеру. Функции языка по Реформатскому. Теория языка, направленности знаков языка.

Реферат [24,1 K], добавлен 08.01.2009

Сущность языковедческой компетенции. Эволюция языка в связи с изменением человеческого сознания и мышления. Тесная взаимосвязь языка и истории общества. Зависимость структурных особенностей отдельных языков от конкретных форм культуры данного народа.

Вопросы, подлежащие рассмотрению:

Язык как отражение национального мышления

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Предмет Языкознание
Вид Реферат
Язык Русский
Прислал(а) Тамара
Дата добавления 12.07.2011
Размер файла 25,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В.2-х т. Т. 2 — М.: Педагогика, 1987.

Основные виды внимания.

Knowledge. allbest. ru

20.12.2019 15:14:56

2019-12-20 15:14:56

Язык как универсальное средство общения

Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, предназначенная для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. Признак стихийности возникновения и развития, а также безграничности области приложения и возможностей выражения отличает Я. от так называемых искусственных, или формализованных, языков, которые используются в других отраслях знаний, и от различных систем сигнализации, созданных на основе Я. (азбука Морзе, знаки уличного движения и др.). По признаку способности выражать отвлечённые формы мышления (понятие, суждение) и связанному с этой способностью свойству дискретности (внутренней членимости сообщения) Я. качественно отличается от т. н. Я. животных, представляющего собой набор сигналов, передающих реакции на ситуации и регулирующих поведение животных в определённых условиях. Сообщение животных может быть основано только на непосредственном опыте. Оно неразложимо на различительные элементы и не требует речевого ответа: реакцией на него служит определённый образ действий. Владение Я. составляет одну из важнейших черт, выделяющих человека из мира животных. Я. есть в одно и то же время условие развития и продукт человеческой культуры.

Язык выполняет много функций (ученые выделяют до 25 функций языка и его единиц), однако основная функция языка, главное его назначение – быть средством общения людей. Общение (или коммуникация) – это передача от одного лица другому какого-то сообщения с той или иной целью. Эта функция языка называется коммуникативной функцией. Люди, помимо языка, пользуются и иными средствами общения, например жестами, различными сигналами и знаками, музыкальными сочетаниями звуков, красками и их сочетаниями и т. п. Однако все эти средства общения оказываются всего-навсего вспомогательными по отношению к единственному универсальному средству – словесному языку.

Общаясь, передавая некую информацию, люди оформляют и выражают свои мысли. Следовательно, язык также служит средством выражения мыслей. Причем функция эта двоякая: с одной стороны, язык выражает мысли, обеспечивая таким образом возможность общения между людьми; с другой стороны, язык не просто средство передачи «готовой мысли», он – орудие самого формирования мысли, т. е. выполняет мыслеформирующую функцию. Недаром крупнейший языковед-мыслитель первой половины XIX в. Вильгельм фон Гумбольдт (1767 – 1835) называл язык «образующим органом мысли».

studopedia. org — Студопедия. Орг — 2014-2022 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с) .

Курс лекций [55,9 K], добавлен 13.10.2010

Контрольная работа [24,8 K], добавлен 16.02.2015

Виды знаковых систем.

Studopedia. org

09.06.2017 0:46:24

2017-06-09 00:46:24

Словарь основной терминологии темы. Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и постоянно развивающаяся знаковая система, являющаяся средством коммуникации

Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и постоянно развивающаяся знаковая система, являющаяся средством коммуникации, мышления, самовыражения личности, а также хранения и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.

Знак — материальное явление (предмет, событие), выступающее в качестве смыслового представителя другого предмета, явления, отношения, процесса. В науке смысловое значение знака принимает форму понятия. Наука о знаках — семиотика.

Литература.

Лурия А. Р. Язык и мышление. — М., 1979.

Леонтъев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2 / Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 1983.

Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В.2-х т. Т. 2 — М.: Педагогика, 1987.

Теплое Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.

Маклаков А. Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2005.

ТЕМА 15. ВНИМАНИЕ

— получить знания о внимании как о психическом процессе;

— изучить основные характеристики внимания, виды внимания, основные этапы его развития;

— закрепить знания о методах исследования внимания.

Учебные вопросы лекции и их краткое содержание.

Понятие о внимании. Внимание как психический феномен. Основные характеристики вни­мания. Внимание и сознание. Физиологические механизмы внимания и ориентировочный реф­лекс. Классификация теорий внимания по Н. Н. Ланге. Теория внимания Т. Рибо. Концепция внимания П. Я. Гальперина. Концепция установки Д. Н. Узнадзе и внимание.

Основные виды внимания. Непроизвольное внимание и побуждающие его факторы. Осо­бенности произвольного внимания. Социальные факторы произвольного внимания. Послепроизвольное внимание

Характеристика свойств внимания. Основные свойства внимания. Психофизические харак­теристики устойчивости внимания и его основные условия. Методы изучения устойчивости вни­мания. Концентрация и распределение внимания. Методы изучения распределения внимания. Переключаемость и объем внимания. Методы исследования объема внимания. Отвлекаемость и ее физиологические основы. Мнимая и подлинная рассеянность.

Развитие внимания. Основные этапы развития внимания ребенка. Определяющие развитие внимания факторы по Л. С. Выготскому.

План проведения семинарского занятия.

Вопросы, подлежащие рассмотрению:

1.Понятие о внимании. Виды внимания.

2. Основные теории внимания.

3. Характеристика свойств внимания.

4. Развитие внимания. Факторы, влияющие на развитие внимания.

Вопросы для размышления и групповой дискуссии:

1. Какие объективные и субъективные факторы могут положительно (отрицательно) влиять на внимание человека?

2. Почему в световой рекламе свет периодически выключается? Для чего это делается?

3. Можно ли назвать внимание хищника, который длительное время стережет добычу произвольным?

Темы докладов:

1. Развитие внимания у детей.

2. Методы исследования внимания.

3. Физиологические основы отвлекаемости.

studopedia. org — Студопедия. Орг — 2014-2022 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с) .

Язык выполняет много функций (ученые выделяют до 25 функций языка и его единиц), однако основная функция языка, главное его назначение – быть средством общения людей. Общение (или коммуникация) – это передача от одного лица другому какого-то сообщения с той или иной целью. Эта функция языка называется коммуникативной функцией. Люди, помимо языка, пользуются и иными средствами общения, например жестами, различными сигналами и знаками, музыкальными сочетаниями звуков, красками и их сочетаниями и т. п. Однако все эти средства общения оказываются всего-навсего вспомогательными по отношению к единственному универсальному средству – словесному языку.

Общаясь, передавая некую информацию, люди оформляют и выражают свои мысли. Следовательно, язык также служит средством выражения мыслей. Причем функция эта двоякая: с одной стороны, язык выражает мысли, обеспечивая таким образом возможность общения между людьми; с другой стороны, язык не просто средство передачи «готовой мысли», он – орудие самого формирования мысли, т. е. выполняет мыслеформирующую функцию. Недаром крупнейший языковед-мыслитель первой половины XIX в. Вильгельм фон Гумбольдт (1767 – 1835) называл язык «образующим органом мысли».

Функции языка по Реформатскому.

Studopedia. org

17.03.2018 11:43:37

2018-03-17 11:43:37

Источники:

Https://knowledge. allbest. ru/languages/3c0a65635b2bd78b5c53b88421306c27.html

Https://studopedia. org/6-45075.html

Https://studopedia. org/3-14456.html

Язык, речь и культура речи как лингвистические понятия — КиберПедия » /> » /> .keyword { color: red; } Язык стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система егэ

Язык, речь и культура речи как лингвистические понятия

Язык стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система егэ

(1)Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, предназначенная для коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. (2)Язык людей качественно отличается от так называемого языка животных, представляет собой набор сигналов, передающих реакции на ситуации и регулирующих поведение животных в определённых условиях. (3)Владение языком составляет одну из важнейших черт, выделяющих человека из мира животных: язык есть в одно и то же время условие развития и продукт человеческой культуры.

Задание 1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В отличие от языка животных язык людей — это система дискретных звуковых знаков, которые предназначены для коммуникации и способны выразить знания и представления людей о мире, это условие развития и продукт человеческой культуры.

2) Система членораздельных знаков, возникших в процессе формирования человеческого общества и используемых для выражения всей совокупности знаний и представлений человека об окружающем его мире, называется по аналогии с похожей системой знаков у животных языком.

3) Язык людей, как и язык животных, представляет собой набор сигналов, передающих реакции на ситуации и регулирующих поведение животных и людей в определённых условиях, а к отличительным чертам человеческого языка относится то, что он является продуктом нашей культуры.

4) Владение языком является одной из важнейших черт культурного человека, ведь именно благодаря языку человек способен выразить все свои представления об окружающем мире и создавать великие творения — продукты человеческой культуры.

5) Будучи системой дискретных звуковых сигналов, предназначенных для коммуникации и выражающих знания и представления людей о мире, язык является условием развития и продуктом человеческой культуры, чем отличается от языка животных.

В этом задании выбираем ДВА предложения, которые верно передают самое важное содержание текста. Скорее всего, эти предложения будут содержать одинаковую информацию.

1. Выделяем главную информацию текста.

(1)Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, предназначенная для коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. (2)Язык людей качественно отличается от так называемого языка животных, <. >Представляет собой набор сигналов, передающих реакции на ситуации и регулирующих поведение животных в определённых условиях. (3)Владение языком составляет одну из важнейших черт, выделяющих человека из мира животных: Язык есть в одно и то же время условие развития и продукт человеческой культуры.

2. Находим предложения, в которых эта информация передана без искажений и ошибок.

1) Передана вся информация, важная для понимания текста.

2) Передана искаженная информация.

3) Передана искаженная информация.

4) Передана не вся информация, важная для понимания текста.

5) Передана вся информация, важная для понимания текста.

Проверка. Выбранные варианты должны содержать одну и ту же информацию.

1) В отличие от языка животных язык людей — это система дискретных звуковых знаков, которые предназначены для коммуникации и способны выразить знания и представления людей о мире, это условие развития и продукт человеческой культуры.

5) Будучи системой дискретных звуковых сигналов, предназначенных для коммуникации и выражающих знания и представления людей о мире, язык является условием развития и продуктом человеческой культуры, чем отличается от языка животных.

Б) Культура речи – совокупность навыков, знаний и речевых умений отдельной личности, выбор и организация языковых средств соответственно языковым нормам и этике общения.

2. Каково соотношение языка и речи?

Б Культура речи совокупность навыков, знаний и речевых умений отдельной личности, выбор и организация языковых средств соответственно языковым нормам и этике общения.

Self-edu. ru

19.01.2020 14:12:25

2020-01-19 14:12:25

Язык, речь и культура речи как лингвистические понятия

Язык – это стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире (Русский язык. Энциклопедия).

Различаются две формы существования языка, соответствующие противопоставлению понятий «язык» и «речь». Язык как система имеет характер определенного кода. Это прежде всего система знаков и правил их употребления. Она включает в себя единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (формы слов), синтаксического (словосочетания, предложения) и лексического (слова и их значения). Изучая законы и правила этой системы, мы усваиваем те нормы, которые существуют в данном языке.

Язык как система знаков (орфографических, грамматических, лексических и др.) принадлежит определенному общественному коллективу и составляет важнейшую часть речевой деятельности, но не совпадает с ней. Для понятия речи существенным является представление о речевой деятельности, в процессе которой происходит функционирование языковых структур. Таким образом, язык – это правила, теория, а речь – применение этих правил на практике.

Различение языка и речи в едином объекте языкознания оказывает значительное влияние на развитие и становление Культуры речи как прикладного раздела языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как Говорить правильно и как говорить хорошо.

Резче обозначились границы, отделяющие культуру речи от смежных лингвистических дисциплин: фонологии, лексикологии и грамматики, изучающих строй языка, и функциональной стилистики, изучающей строй речи.

Что же составляет содержание культуры речи как лингвистической дисциплины? У неё тот же, что и у стилистики, предмет изучения – речь. Однако функциональная стилистика изучает стили как речевую систему: её интересует зависимость языковых средств, образующих эту систему, от сферы общения и функции речи. Она изучает стиль сам по себе, его систему. Культуру речи интересует иное: Как пользуется человек речью для целей общения? В рамках одного и того же стиля может быть создано бесконечное число высказываний: одни из них будут удачными, другие менее удачными, третьи совсем неудачными. Вопросами Качественной оценки высказывания и занимается культура речи.

Возникла культура речи как учение о нормах литературного языка. Понятие «языковая норма» считалось центральным, а вопросы правильности речи – единственным объектом изучения. С развитием функциональной стилистики вопросы качественной оценки речи перешли в ведение культуры речи.

Идея разграничения двух ступеней культуры речи впервые в отечественном языкознании была высказана известным лингвистом Г. О. Винокуром: «Понятие культуры речи можно толковать в двояком смысле слова в зависимости от того, будем ли мы иметь в виду одну только правильную речь или также речь умелую, искусную».

Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются двумя ступенями – низшей и высшей – овладения литературным языком. Правильность речи предполагает соблюдение норм литературного языка, то есть принятых в общественно языковой практике образованных людей правил произношения, словоупотребления, использование традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств. В свою очередь Коммуникативная целесообразность речи подразумевает мотивированное употребление средств языка для целей общения, соответствие определенной речевой ситуации.

Понятие Речевой ситуации содержит в себе две стороны: Денотативную (содержание высказывания, его тему) и Ситуацию общения (сам акт коммуникации – где, с кем, зачем говорим). При полном соответствии высказывания речевой ситуации мы можем говорить о Точности и выразительности речи.

Однако добиться точной и выразительной речи можно лишь при условии, если говорящий/пишущий владеет разнообразными средствами языка, разными способами передачи одного и того же смысла, если речь его достаточно богата. Показателями богатой речи являются большой объем активного словаря, разнообразие используемых в речи морфологических и синтаксических форм и конструкций.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое язык? Что такое речь?

2. Каково соотношение языка и речи?

3. Какое влияние различение языка и речи оказало на становление культуры речи как лингвистической дисциплины?

4. Что составляет содержание культуры речи?

5. Какие две ступени в овладении литературным языком выделяют современные лингвисты? Охарактеризуйте каждую из них.

6. Что такое речевая ситуация?

7. Какую речь можно назвать точной?

8. Какую речь можно назвать выразительной и богатой?

Задания

Восстановите текст.

_________ – это система __________, __________. Изучая эти __________, усваивая __________, мы учим язык, то есть те __________, которые существуют в данном языке. Вы говорите и пишете, применяя __________ и __________ языка в речи. Таким образом, __________ — это __________, __________, а __________ – применение этих правил на практике, когда человек говорит, пишет, читает на данном языке или слушает и понимает человека, говорящего на данном языке («носителя языка»)

2. Прочитайте три определения понятия «культура речи». Какое из них, на ваш взгляд, является наиболее точным и почему?

А) Культура речи – это особая область лингвистических знаний, научная дисциплина, содержащая определенные разделы, подразделы и правила, относящиеся к этой отрасли языкознания.

Б) Культура речи – совокупность навыков, знаний и речевых умений отдельной личности, выбор и организация языковых средств соответственно языковым нормам и этике общения.

В) Культура речи – это соответствие индивидуальной речи нормам данного языка, умение использовать языковые средства в разных условиях общения в зависимости от цели и содержания речи.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

© cyberpedia. su 2017-2020 — Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

2) Система членораздельных знаков, возникших в процессе формирования человеческого общества и используемых для выражения всей совокупности знаний и представлений человека об окружающем его мире, называется по аналогии с похожей системой знаков у животных языком.

3) Передана искаженная информация.

Общие условия выбора системы дренажа Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Cyberpedia. su

05.03.2020 2:35:22

2020-03-05 02:35:22

Язык стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система егэ

(1)Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, предназначенная для коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. (2)Язык людей качественно отличается от так называемого языка животных, представляет собой набор сигналов, передающих реакции на ситуации и регулирующих поведение животных в определённых условиях. (3)Владение языком составляет одну из важнейших черт, выделяющих человека из мира животных: язык есть в одно и то же время условие развития и продукт человеческой культуры.

Задание 2. Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.

1. Слово или словосочетание, которое мы должны подобрать, пропущено предложении 2. Читаем указанное предложение и определяем по смыслу, какое слово пропущено.

(2)Язык людей качественно отличается от так называемого языка животных, <. >Представляет собой набор сигналов, передающих реакции на ситуации и регулирующих поведение животных в определённых условиях.

По условию задания, нам нужно подобрать относительное местоимение. Пропущенное слово указывает на предмет «язык животных».

2. Читаем предложение, заполнив пропуск так, чтобы сохранился смысл.

(2)Язык людей качественно отличается от так называемого языка животных, который> представляет собой набор сигналов, передающих реакции на ситуации и регулирующих поведение животных в определённых условиях.

Ответом могут быть и синонимы этого местоимения: что

В Ответ выписываем слово или словосочетание без запятых и пробелов.

1. Выделяем главную информацию текста.

В) Культура речи – это соответствие индивидуальной речи нормам данного языка, умение использовать языковые средства в разных условиях общения в зависимости от цели и содержания речи.

2 Язык людей качественно отличается от так называемого языка животных, представляет собой набор сигналов, передающих реакции на ситуации и регулирующих поведение животных в определённых условиях.

Self-edu. ru

23.08.2017 12:06:50

2017-08-23 12:06:50

Источники:

Https://self-edu. ru/ege2020_rus_36.php? id=10_1

Https://cyberpedia. su/14xa1b5.html

Https://self-edu. ru/ege2020_rus_36.php? id=10_2

Конспект урока по дисциплине Русский язык и культура речи на тему Язык как система. Основные уровни языка » /> » /> .keyword { color: red; } Язык стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система егэ

Конспект урока по дисциплине Русский язык и культура речи на тему Язык как система. Основные уровни языка

Язык и речь. Функции языка

Язык – стихийно возникшая в человеческом
Обществе и развивающаяся система
Членораздельных звуковых знаков, которая
Служит для целей коммуникации и способна
Выразить всю совокупность знаний и
Представлений.
Различают две формы существования языка,
Соответствующие противопоставлению понятий
“язык” и “речь”: язык как система и речь как
Реализация этой системы.

4. Предназначение языка

Язык предназначен для того, чтобы
Служить орудием людей, быть
Эффективным и адекватным
Средством обмена информацией и ее
Накопления. Его структура подчинена
Задачам коммуникации, которая
Состоит в передаче и приеме мыслей
Об объектах действительности

5. Свойства и функции языка

Свойства языка:
Стабильность языка;
Наличие в нём определённых норм;
Устойчивость, традиционность;
Стилистическое богатство;
Функции языка:
Коммуникативная;
Мыслительная;
Познавательная.

6. Коммуникативная функция

Язык является средством общения людей,
Эффективным и адекватным средством
Обмена информацией и ее накопления

7. Мыслительная функция

Язык является средством познания и
Отражения действительности,
Важнейшей формой осуществления
Абстрактного мышления

8. Познавательная функция

Язык является средством
Образования понятий об элементах
Окружающей действительности и
Отношениях между ними

9. Функции языка

Язык является орудием общения людей, и с этим связан целый
Ряд функций, которые язык выполняет в обществе.
Функции:
Коммуникативная (одна из базовых). Коммуникация –
Значит общение, обмен информацией;
Когнитивная функция — это функция познавательная, то
Есть выражающая деятельность сознания;
Эмоциональная функция — быть одним из средств
Выражения чувств и эмоций;
Метаязыковая функция — быть средством исследования и
Описания языка;
Контактоустанавливающая;
Функция хранения и передачи национального
Самосознания, традиций культуры и истории народа;

10. Частные функции языка

11. Номинативная функция

Называние понятий, сформированных в
Результате познавательной деятельности
Человека.
Регулятивная
Функция
Воздействие на адресата, побуждение
К действию, запрет делать что-либо.

12. Фатическая функция

Начало разговора, привлечение
Внимания собеседника в процессе
Общения, выход из разговора
Магическая функция
Придание языку “потусторонней”
Силы). Заговоры, клятвы, проклятия

13. Этническая функция

Реализация элементов
Национального самосознания
Эстетическая функция
Превращение текста в
Произведение самосознания

14. Что же такое речь?

Речь может рассматриваться как
Текст и как речевая
Деятельность, представляющая
Собой форму социальной
Активности

15. Речь. Речевая деятельность

Речь реализуется через разные виды
Речевой деятельности:
1) Речепорождение:
— говорение;
— письмо.
2) Восприятие речи:
— слушание;
— чтение.

16. Устная речь

Особенности:
Устной считается любая произносимая речь, кроме той, в которой
Содержится вслух чтение написанного текста. Практически
Только в устной форме существует разговорная речь.
Говорящий и слушающий не только слышат, но и часто видят
Друг друга;
Жесты, мимика, интонация, тон и темп речи
Является первичной по отношению к речи письменной
Во многих случаях устная речь зависит от реакции слушателей,
Может изменяться в зависимости от неё
Непосредственность общения
Рассчитана на слуховое восприятие. Устное высказывание может
Быть буквально воспроизведено только при наличии
Специальных технических устройств.
Словесная импровизация, часто неподготовленность,
Прерывистость;
Избыточность, краткость, спонтанность

17. Письменная речь

Письменной является речь, фиксированная с помощью определённых
Графических знаков.
Свойства:
Является вторичной по отношению к устной;
Отсутствие невербальных средств (жестов, мимики, интонации);
Пишущий не видит и не слышит того, кому предназначена его
Речь;
Письменная речь не зависит от реакции адресата;
Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие, читатель
Может повторно перечитать текст
Пишущий может неоднократно возвращаться к написанному;
Подготовленность;
Развёрнутость письменной речи;
Логичность речи;
Композиция (расположение частей) речи.

18. Устная и письменная речь

Письменная речь
-Эталонная (образцовая);
-Определяется пространством;
-Нет выразительных средств
(жестов и мимики)
-Рассчитана на зрительное
Восприятие
Устная речь
-Важность контекста;
-Определяется временем;
-Мимика и жесты;
-Нет времени на обдумывание
-Рассчитана на слуховое
Восприятие

Идея разграничения двух ступеней культуры речи впервые в отечественном языкознании была высказана известным лингвистом Г. О. Винокуром: «Понятие культуры речи можно толковать в двояком смысле слова в зависимости от того, будем ли мы иметь в виду одну только правильную речь или также речь умелую, искусную».

Язык и речь. Функции языка

Язык – стихийно возникшая в человеческом
Обществе и развивающаяся система
Членораздельных звуковых знаков, которая
Служит для целей коммуникации и способна
Выразить всю совокупность знаний и
Представлений.
Различают две формы существования языка,
Соответствующие противопоставлению понятий
“язык” и “речь”: язык как система и речь как
Реализация этой системы.

Язык предназначен для того, чтобы
Служить орудием людей, быть
Эффективным и адекватным
Средством обмена информацией и ее
Накопления. Его структура подчинена
Задачам коммуникации, которая
Состоит в передаче и приеме мыслей
Об объектах действительности

Различают морфемы словообразовательные (образующие слова) и грамматические (образующие формы слова).

Принадлежит определенному общественному коллективу и составляет важнейшую часть речевой деятельности, но не совпадает с ней.

En. ppt-online. org

21.08.2018 19:24:39

2020-01-21 04:56:07

Конспект урока по дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Язык как система. Основные уровни языка»

Уметь: применять на практике орфографические правила.

РАЗВИВАЮЩАЯ — научиться составлять тезисный план;

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – патриотизм:

01 минута Организационный момент – перекличка и проверка группы к занятию.

15 минут Проверка домашнего задания – выполнение конспекта по теме урока; знание содержания изучаемого материала и культура речи при пересказе содержания изучаемого материала; оформление и содержание таблицы по теме урока.

70 минут Объяснение нового материала : Из них

Работа с презентацией, просмотр фильма, работа с учебником, чтение критических статей, работа с наглядными и иллюстрационными материалами, работа с таблицей.

02 минуты Рефлексия: подведение итога по изучаемой теме урока.

02 минуты Домашнее задание

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Сообщения обучающихся о народах и племенах, проживавших на территории Лен. обл. Диалекты и диалектные слова Лен. обл.

Объяснение нового материала

Язык как система. Уровни языка

Язык – это средство выражения мыслей и желаний людей. С помощью языка люди также выражают свои чувства. Обмен подобной информацией между людьми называется общением. Язык – это «стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, предназначенных для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека и мире»[2]. Это особая система знаков, которая служит средством общения людей друг с другом.
Центральным в этом определении является сочетание «особая система знаков», которое нуждается в подробном пояснении. Что такое знак? С понятием знака мы встречаемся не только в языке, но и в повседневной жизни. Например, видя, как из трубы дома идет дым, мы заключаем, что в доме топят печь. Услышав звук выстрела в лесу, мы делаем вывод, что кто-то охотится. Дым – зрительный знак, признак огня; звук выстрела – слуховой знак, признак выстрела. Даже два этих простейших примера показывают, что знак имеет видимую или воспринимаемую на слух форму и некое содержание, которое за этой формой стоит («топят печь», «стреляют»).

Языковой знак также двусторонен: он имеет форму (или означающее) и содержание (или означаемое). Например, слово Стол имеет письменную или звуковую форму, состоящую из четырех букв (звуков), и означаемое – «вид Мебели : плита из дерева или другого материала, укрепленная на ножках».

В отличие от знаков, имеющих природный характер (дым – знак огня, звук выстрела – знак выстрела), между формой слова (означающим) и его смыслом (содержанием, означаемым) нет причинной связи. Языковой знак условен: в данном обществе людей тот или иной предмет имеет такое-то название (например, Стол ), а в других национальных коллективах он может называться иначе (der Tisch – в немецком языке, la table – во французском, a table – в английском).

Слова языка действительно замещают в процессе общения другие объекты. Подобные «заместители» других объектов принято называть знаками, однако то, что обозначается с помощью словесных знаков, – это далеко не всегда предметы действительности. Слова языка могут выступать как знаки не только объектов реальной действительности, но и действий, признаков, а также разного рода мысленных образов, возникающих в сознании человека.
Кроме слов важным компонентом языка являются способы образования слов и построения из этих слов предложений. Все единицы языка не существуют изолированно и неупорядоченно. Они связаны между собой и образуют единое целое – систему языка.
Система – (от греч. systema – «целое, составленное из частей; соединение») объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Следовательно, каждая система обладает некими признаками:

Состоит из множества элементов;

Ее элементы находятся в связи друг с другом;

Эти элементы образуют единство, одно целое.

Единицы языка. Уровни языковой системы

Презентация
Единицы языка — это элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. К основным единицам языка относят звуки речи, морфемы (части слова), слова, предложения.

Единицы языка образуют соответствующие Уровни языковой системы: звуки речи — фонетический уровень, морфемы — морфемный уровень, слова и фразеологизмы — лексический уровень, словосочетания и предложения — синтаксический уровень.

Каждый из языковых уровней тоже является сложной системой или подсистемой, а совокупность их образует общую систему языка.

Язык — естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации. Язык в одно и то же время — условие развития и продукт человеческой культуры. (Н. Д. Арутюнова.)

Низший уровень языковой системы — фонетический, он состоит из простейших единиц — звуков речи; единицы следующего, морфемного уровня — морфемы — состоят из единиц предшествующего уровня — звуков речи; единицы лексического (лексико-семантического) уровня — слова — состоят из морфем; а единицы следующего, синтаксического уровня — синтаксические конструкции — состоят из слов.

Единицы разных уровней различаются не только местом в общей системе языка, но и назначением (функцией, ролью), а также строением. Так, кратчайшая Единица языка — звук речи служит для опознавания и различения морфем и слов. Сам звук речи значения не имеет, со смыслоразличением он связан лишь косвенно: сочетаясь с другими звуками речи и образуя морфемы, он способствует восприятию, различению морфем и образуемых с их помощью слов.

Звуковой единицей является и слог — отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними. Но слоги не соотносятся с морфемами или какими-либо другими значимыми единицами; кроме того, выявление границ слога не имеет достаточных оснований, поэтому некоторые ученые не включают его в число основных единиц языка.

Морфема (часть слова) — кратчайшая единица языка, имеющая значение. Центральная морфема слова — корень, в котором заключено основное лексическое значение слова. Корень присутствует в каждом слове и может полностью совпадать с его основой. Суффикс, приставка и окончание вносят дополнительные лексические или грамматические значения.

Различают морфемы словообразовательные (образующие слова) и грамматические (образующие формы слова).

В слове красноватый, например, три морфемы: корень краен — имеет признаковое (цветовое) значение, как и в словах красный, краснеть, краснота; суффикс — оват — обозначает слабую степень проявления признака (как в словах черноватый, грубоватый, скучноватый); окончание — ый имеет грамматическое значение мужского рода, единственного числа, именительного падежа (как в словах черный, грубый, скучный). Ни одна из этих морфем на более мелкие значимые части разделена быть не может.

Морфемы с течением времени по своей форме, по составу звуков речи могут видоизменяться. Так, в словах крыльцо, столица, говядина, палец некогда выделявшиеся суффиксы слились с корнем, произошло опрощение: производные основы превратились в непроизводные. Так же может изменяться и значение морфемы. Синтаксической самостоятельностью морфемы не обладают.

Слово — основная значимая, синтаксически самостоятельная единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств. Слово представляет собой материал для предложения, причем предложение может состоять из одного слова. В отличие от предложения, слово вне речевого контекста и речевой ситуации не выражает сообщения.

В слове сочетаются признаки фонетические (его звуковая оболочка), морфологические (совокупность составляющих его морфем) и семантические (совокупность его значений). Грамматические значения слова материально существуют в его грамматической форме.

Большинство слов многозначно: например, слово Стол в конкретном речевом потоке может обозначать род Мебели , вид пищи, набор блюд, предмет медицинской обстановки. Слово может иметь варианты: ноль и нуль, сох и сохнул, песнь и песня.

Слова образуют в языке определенные системы, группы: на основе грамматических признаков — систему частей речи; на основе словообразовательных связей — гнезда слов; на основе смысловых отношений — систему синонимов, антонимов, тематических групп; по исторической перспективе — архаизмы, историзмы, неологизмы; по сфере использования — диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, термины.

К слову по его функции в речи приравниваются фразеологизмы, а также составные термины (точка кипения, вставная конструкция) и составные названия (Белое море, Иван Васильевич).

Из слов образуются словосочетания — синтаксические конструкции, состоящие из двух или более знаменательных слов, соединенных по типу подчинительной связи (согласования, управления, примыкания).

Словосочетание наряду со словом является элементом построения простого предложения.

Предложения и словосочетания образуют синтаксический уровень языковой системы.Предложение — одна из основных категорий синтаксиса. Оно противопоставлено слову и словосочетанию по формальной организации, языковому значению и функциям. Предложение характеризуется интонационным строем — интонацией конца предложения, законченности или незаконченности; интонацией сообщения, вопроса, побуждения. Особая эмоциональная окрашенность, которая передается интонацией, может превратить любое предложение в восклицательное.

Предложения бывают простые и сложные.

Простое предложение может быть двусоставным, имеющим группу подлежащего и группу сказуемого, и односоставным, имеющим только группу сказуемого или только группу подлежащего; может быть распространенным и нераспространенным; может быть осложненным, имеющим в своем составе однородные члены, обращение, вводную, вставную конструкцию, обособленный оборот.

Простое двусоставное нераспространенное предложение членится на подлежащее и сказуемое, распространенное — на группу подлежащего и группу сказуемого; но в речи, устной и письменной, происходит смысловое членение предложения, которое в большинстве случаев не совпадает с членением синтаксическим. Предложение членится на исходную часть сообщения — «данное» и на то, что утверждается в нем, «новое» — ядро сообщения. Ядро сообщения, высказывания выделяется логическим ударением, порядком слов, им завершается предложение. Например, в предложении Пред сказанный накануне ливень с градом разразился утром исходной частью («данным») является предсказанный накануне ливень с градом разразился, а ядром сообщения («новым») выступает утром, на него падает логическое ударение.

Сложное предложение объединяет два или более простых. В зависимости от того, какими средствами связаны части сложного предложения, выделяются сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения.

Текст предыдущей статьи разделите на части, сформулируйте вопросы по содержанию каждой части (письменно), подготовьте устные ответы на вопросы.

Вы уже знаете, что язык с течением времени изменяется, развивается, совершенствуется. Прочитайте текст вслух, выделяя интонацией его ключевые положения. Определите главную мысль каждого абзаца и коротко запишите ее.

Подготовьте устное сообщение, отвечая на следующие вопросы: а) в каком состоянии находится сейчас русский язык и что активизирует его развитие; б) какие внешние воздействия влияют на происходящие в нем изменения; в) какие изменения в русском языке происходят наиболее активно, какие, по мнению автора, лишь ожидаются, а о каких трудно что-либо сказать?

В наши дни русский язык, несомненно, активизирует свои динамические 5 тенденции 6 и вступает в новый период своего исторического развития.
Сейчас, конечно, еще рано делать какие-либо прогнозы о путях, по которым пойдет русский язык, служа развитию новых форм сознания и жизнедеятельности. Ведь язык развивается по своим объективным внутренним законам, хотя и живо реагирует на разного рода «внешние воздействия».

Именно поэтому наш язык требует к себе постоянного пристального внимания, бережной заботы — особенно на том переломном этапе общественного развития, который он переживает. Мы всем миром должны помочь языку обнаружить его первоначальную суть конкретности, определенности формулирования и передачи мысли. Ведь хорошо известно, что любой знак — это не только орудие общения и мышления, но также еще и практическое сознание.

Трудно сказать, предстоят ли русскому языку синтаксические, а тем более морфологические сдвиги. Ведь такого рода изменения требуют очень значительного времени и к тому же не напрямую связываются с внешними воздействиями. Вместе с тем можно 3 , видимо, ожидать значительных стилистических перегруппировок. Важными «внешними» стимулами в этих процессах будут такие явления, как научно-технический прогресс, превращение русского языка в мировой язык современности, ставшее одной из глобальных реальностей нашего времени.

На наших глазах идет творение фразеологии, преодолевающей формализм и открывающей возможность прямого, откровенного обсуждения сложившегося положения, реальных дел и задач. Например: убирать завалы (прошлого); искать развязки; прибавить в работе; усилить поиск; оздоровить общество; воспитывать словом и делом и т. п.

Новое политическое мышление требует и новых речевых средств, точного их употребления. Ведь без языковой точности и конкретности не может быть ни подлинной демократии, ни стабилизации экономики, ни прогресса вообще. Еще М. В. Ломоносов высказывал мысль о том, что развитие национального сознания народа прямо связано с упорядочением средств общения. (Л. И. Скворцов.)

5. Какие две ступени в овладении литературным языком выделяют современные лингвисты? Охарактеризуйте каждую из них.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Так, в словах крыльцо, столица, говядина, палец некогда выделявшиеся суффиксы слились с корнем, произошло опрощение производные основы превратились в непроизводные.

Infourok. ru

17.09.2019 10:56:15

2019-09-17 10:56:15

Язык, речь и культура речи как лингвистические понятия

Язык – это стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире (Русский язык. Энциклопедия).

Различаются две формы существования языка, соответствующие противопоставлению понятий «язык» и «речь». Язык как система имеет характер определенного кода. Это прежде всего система знаков и правил их употребления. Она включает в себя единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (формы слов), синтаксического (словосочетания, предложения) и лексического (слова и их значения). Изучая законы и правила этой системы, мы усваиваем те нормы, которые существуют в данном языке.

Язык как система знаков (орфографических, грамматических, лексических и др.) принадлежит определенному общественному коллективу и составляет важнейшую часть речевой деятельности, но не совпадает с ней. Для понятия речи существенным является представление о речевой деятельности, в процессе которой происходит функционирование языковых структур. Таким образом, язык – это правила, теория, а речь – применение этих правил на практике.

Различение языка и речи в едином объекте языкознания оказывает значительное влияние на развитие и становление Культуры речи как прикладного раздела языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как Говорить правильно и как говорить хорошо.

Резче обозначились границы, отделяющие культуру речи от смежных лингвистических дисциплин: фонологии, лексикологии и грамматики, изучающих строй языка, и функциональной стилистики, изучающей строй речи.

Что же составляет содержание культуры речи как лингвистической дисциплины? У неё тот же, что и у стилистики, предмет изучения – речь. Однако функциональная стилистика изучает стили как речевую систему: её интересует зависимость языковых средств, образующих эту систему, от сферы общения и функции речи. Она изучает стиль сам по себе, его систему. Культуру речи интересует иное: Как пользуется человек речью для целей общения? В рамках одного и того же стиля может быть создано бесконечное число высказываний: одни из них будут удачными, другие менее удачными, третьи совсем неудачными. Вопросами Качественной оценки высказывания и занимается культура речи.

Возникла культура речи как учение о нормах литературного языка. Понятие «языковая норма» считалось центральным, а вопросы правильности речи – единственным объектом изучения. С развитием функциональной стилистики вопросы качественной оценки речи перешли в ведение культуры речи.

Идея разграничения двух ступеней культуры речи впервые в отечественном языкознании была высказана известным лингвистом Г. О. Винокуром: «Понятие культуры речи можно толковать в двояком смысле слова в зависимости от того, будем ли мы иметь в виду одну только правильную речь или также речь умелую, искусную».

Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются двумя ступенями – низшей и высшей – овладения литературным языком. Правильность речи предполагает соблюдение норм литературного языка, то есть принятых в общественно языковой практике образованных людей правил произношения, словоупотребления, использование традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств. В свою очередь Коммуникативная целесообразность речи подразумевает мотивированное употребление средств языка для целей общения, соответствие определенной речевой ситуации.

Понятие Речевой ситуации содержит в себе две стороны: Денотативную (содержание высказывания, его тему) и Ситуацию общения (сам акт коммуникации – где, с кем, зачем говорим). При полном соответствии высказывания речевой ситуации мы можем говорить о Точности и выразительности речи.

Однако добиться точной и выразительной речи можно лишь при условии, если говорящий/пишущий владеет разнообразными средствами языка, разными способами передачи одного и того же смысла, если речь его достаточно богата. Показателями богатой речи являются большой объем активного словаря, разнообразие используемых в речи морфологических и синтаксических форм и конструкций.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое язык? Что такое речь?

2. Каково соотношение языка и речи?

3. Какое влияние различение языка и речи оказало на становление культуры речи как лингвистической дисциплины?

4. Что составляет содержание культуры речи?

5. Какие две ступени в овладении литературным языком выделяют современные лингвисты? Охарактеризуйте каждую из них.

6. Что такое речевая ситуация?

7. Какую речь можно назвать точной?

8. Какую речь можно назвать выразительной и богатой?

Задания

Восстановите текст.

_________ – это система __________, __________. Изучая эти __________, усваивая __________, мы учим язык, то есть те __________, которые существуют в данном языке. Вы говорите и пишете, применяя __________ и __________ языка в речи. Таким образом, __________ — это __________, __________, а __________ – применение этих правил на практике, когда человек говорит, пишет, читает на данном языке или слушает и понимает человека, говорящего на данном языке («носителя языка»)

2. Прочитайте три определения понятия «культура речи». Какое из них, на ваш взгляд, является наиболее точным и почему?

А) Культура речи – это особая область лингвистических знаний, научная дисциплина, содержащая определенные разделы, подразделы и правила, относящиеся к этой отрасли языкознания.

Б) Культура речи – совокупность навыков, знаний и речевых умений отдельной личности, выбор и организация языковых средств соответственно языковым нормам и этике общения.

В) Культура речи – это соответствие индивидуальной речи нормам данного языка, умение использовать языковые средства в разных условиях общения в зависимости от цели и содержания речи.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

© cyberpedia. su 2017-2020 — Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Язык является средством
Образования понятий об элементах
Окружающей действительности и
Отношениях между ними

Письменной является речь, фиксированная с помощью определённых
Графических знаков.
Свойства:
Является вторичной по отношению к устной;
Отсутствие невербальных средств (жестов, мимики, интонации);
Пишущий не видит и не слышит того, кому предназначена его
Речь;
Письменная речь не зависит от реакции адресата;
Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие, читатель
Может повторно перечитать текст
Пишущий может неоднократно возвращаться к написанному;
Подготовленность;
Развёрнутость письменной речи;
Логичность речи;
Композиция (расположение частей) речи.

Функции языка.

Cyberpedia. su

01.11.2019 23:19:12

2017-04-21 08:50:40

Источники:

Https://en. ppt-online. org/66614

Https://infourok. ru/konspekt-uroka-po-discipline-russkiy-yazik-i-kultura-rechi-na-temu-yazik-kak-sistema-osnovnie-urovni-yazika-989119.html

Https://cyberpedia. su/14xa1b5.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *