Рубрики
Как ЕГЭ

Я прощальной походкой шел по школьному коридору и вспоминал как пятнадцать лет назад егэ

Я прощальной походкой шел по школьному коридору и вспоминал как пятнадцать лет назад егэ

Я прощальной походкой шел по школьному коридору и вспоминал как пятнадцать лет назад егэ

Уско­рен­ная под­го­тов­ка к ЕГЭ с ре­пе­ти­то­ра­ми Учи. До­ма. За­пи­сы­вай­тесь на бес­плат­ное за­ня­тие!

—>

Задание 21 № 24503

Найдите предложения, в которых Запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)К северо-востоку от Петербурга, на старинном Архангельском тракте, проложенном в достопамятные времена вдоль левого берега реки Свири, раскинулся небольшой городок с названием Лодейное Поле. (2)Когда-то, задолго до Петровской эпохи, эти земли принадлежали Великому Новгороду и входили в состав Обонежской пятины (3)Здесь, по берегу Свири, проходил оживлённый торговый путь, а близ маленького селения Канома была устроена пристань. (4)Река, невзирая на её строптивый характер и опасные для судоходства пороги, использовалась как транспортная артерия. (5)Возле упомянутой пристани появилось некое подобие верфи: там строились лёгкие и вместительные суда. (6)Именно здесь, на берегу Свири, 1 сентября 1702 года побывал Пётр I. (7)Он распорядился, чтобы местные судостроители и привезённые сюда мастера «корабельного дела» начали возведение кораблей для создававшегося Балтийского флота.

Пояснение (см. также Правило ниже).

В предложениях 1, 2, 3, 6 запятые обособленные уточняющие обстоятельства.

((1)К северо-востоку от Петербурга, На старинном Архангельском тракте, проложенном в достопамятные времена вдоль левого берега реки Свири, раскинулся небольшой городок с названием Лодейное Поле.

(2)Когда-то, Задолго до Петровской эпохи, эти земли принадлежали Великому Новгороду и входили в состав Обонежской пятины

(3)Здесь, По берегу Свири, проходил оживлённый торговый путь, а близ маленького селения Канома была устроена пристань

(6)Именно здесь, На берегу Свири, 1 сентября 1702 года побывал Пётр I.

Правило: Задание 21. Постановка знаков препинания в различных случаях

Задание № 21 ориентировано на проверку умения экзаменуемых выполнять пунктуационный анализ небольшого текста. В вариантах единого государственного экзамена для анализа будут предложены тексты, пунктуационный анализ которых предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием, тире. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте. Для выполнения этого задания можно пользоваться материалами таблиц, приведённых ниже, а также материалами справочника сайта РЕШУ ЕГЭ к заданиям № 16−20.

Тире между подлежащим и сказуемым

А) связка не нулевая (Брат был умный человек; Война есть безумие);

Б) при сказуемом есть сравнительный союз (Как, будто, словно, точно, вроде как, всё равно что, что и др.) (Звёзды Будто алмазы; Небо Точно море);

В) перед сказуемым стоит частица Не (Бедность Не порок);

Г) между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово (Сергей, Кажется, врач); иногда — наречие (Сергей Теперь известный художник), союз (Сергей Тоже врач), частица (Март Только начало весны);

Д) перед сказуемым стоит относящееся к нему дополнение (Сашка мне друг);

Е) сказуемое предшествует подлежащему (Хороший человек Фёдор Кузьмич);

Курить — здоровью вредить.

А) Значит является вводным словом (в значении следовательно): Солнечные пятна исчезли; Значит, солнце склонилось за полдень;

Б) Значит является глаголом в значениях:

1. «означать (о словах, знаках, жестах)» (Кирджали на турецком языке Значит витязь, удалец);

2. «свидетельствовать о чём-то» (Если я молчу, то это не Значит, что я с тобой согласен);

3. «иметь значение, быть существенным» (Человек Значит неизмеримо больше, чем принято думать);

Тире в предложении с однородными членами при обобщающем слове

ПравилоПример
Обобщающее слово заключает перечислительный ряд однородных членов, поэтому перед ним ставится тире На лесной опушке, на полянке, на проталинках — всюду заметен весенний след.
Обобщающее слово стоит перед однородными и после обобщающего стоит двоеточие, а после однородных предложение продолжается, поэтому ставится тире Всюду: на лесной опушке, на полянке, на проталинках — заметен весенний след
Однородные члены находятся в середине предложения, и возникает необходимость представить их как выражение попутного, уточняющего замечания, поэтому тире ставится с двух сторон Всё, что могло приглушить звуки, — ковры, портьеры и мягкую мебель — Григ давно убрал из дома.

Тире при приложении

Приложение — определение, выраженное существительным.

Правило Пример
Если перед приложением можно подразумевать без изменения смысла речи союз «А именно» Основная директива — повышение качества продукции — выполняется успешно.
Если приложение стоит на конце предложения и присоединяется как бы в порядке добавления к сказанному Со мною был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу
Если приложений несколько, чтобы установить границу между приложениями и определяемым существительным Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах
Если приложение относится к одному из однородных членов, чтобы не смешивать приложения с однородным членом В комнате сидела бабушка, мой брат — пятилетний Петя, сестра Нина и я.
Если внутри приложения есть запятые Мы, дедовский храня обычай, несём домой из гор добычу — оленя, сбитого стрелой

Тире при несогласованных определениях

Я наложу на всех одну обязанность — Творить.

Тире при согласованных и несогласованных определениях

ПравилоПример
Для обособления распространённых согласованных определений, стоящих в конце предложения, особенно при перечислении ставится тире Это в одних витринах, а в других появились сотни дамских шляп, и с пёрышками, и без пёрышек, и с пряжками, и без них, сотни же туфель — чёрных, белых, жёлтых, кожаных…
Определения, расположенные внутри предложения, могут выделяться с двух сторон тире Подглядывая в окошко, я вижу на своём дворе, как птицы всех мастей — чёрные, серебристо-шоколадные, белоснежные — слетаются к моим кормушкам.

Тире при вставных конструкциях

ПравилоПример
При помощи тире выделяются вставные конструкции, дополняющие или поясняющие основное предложение, выражающие чувства автора и т. д. (часто в произведениях художественной литературы) Тут — делать нечего — друзья поцеловались (Кр.); Но — чудное дело! — превратившись в англомана, Павел Петрович стал в то же время патриотом (Т.)

Тире при прямой речи

ПравилоПример
Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится запятая и тире «Это лошадь отца моего», — сказала Бэла.
Если на месте разрыва прямой речи не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире «Я говорил вам, — воскликнул Максим Максимыч, — что нынче будет погода».

Тире при диалоге

— Идём! — скомандовал отец.

Тире в неполных предложениях

Неполнота предложения бывает связана с пропуском одного или не-скольких членов предложения. Различается неполнота эллиптическая (в самостоятельно употребляющихся предложениях с отсутствующим сказуемым) и контекстуальная (пропущенный член предложения восстанавливается из контекста).

Однако при отсутствии паузы и логического ударения на обстоятельственном члене предложения тире не ставится: Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей (П.)

Тире интонационное

Тире, называемое интонационным, может отделять любую часть предложения.

ПравилоПример
В однотипно построенных частях сложного предложения без пропуска члена Деньги — исчезают, работа — остаётся.
Интонационное тире между любыми членами предложения Лежали мёртвые — и лепетали ужасную, неведомую речь.
Тире, которое ставится между членами предложения для выражения неожиданности или для обозначения логического ударения, также имеет интонационный характер Через несколько минут загремели цепи, двери отворились, и вошёл — Швабрин.

Тире соединительное

Беспосадочный перелёт Москва — Хабаровск; Через эту станцию можно было выйти к большому пути Уральск — Лбищенск — Сахарная — Гурьев.

Крестовые походы XI — XIII веков, репертуар театра на январь — март.

Матч Карпов — Каспаров.

Тире при присоединительных конструкциях

ПравилоПример
Если следует присоединительная конструкция, то перед ней ставится тире «Мой дом — моя крепость» — эта народная мудрость передаётся от поколения к поколению.

Постановка тире в бессоюзном сложном предложении

ПравилоПример
Если во второй части содержится указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз И). Иван Иванович подошел к воротам, загремел щеколдой — изнутри поднялся собачий лай (Н. Гоголь).
Если во второй части выражается противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз Но или А). Прошла неделя, месяц — он к себе домой не возвращался (А. Пушкин).
Если вторая часть заключает в себе следствие или вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова Поэтому, тогда). Я умираю — мне не к чему лгать (И. Тургенев).
Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз Когда) Ехал сюда — рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно — эту рожь люди едят (М. Пришвин).
Если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз Если, Когда в значении «Если». Будет дождик — будут и грибки; будут грибки — будет и кузов (А. Пушкин).
Если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союзы Словно, будто). Молвит слово — соловей поет (М. Лермонтов).
Если вторая часть (нередко неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз Что), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта. Вчера на соседнем зимовье рассказывали — медведь человека задрал (А. Арбузов).
Если вторая часть представляет собой присоединительное предложение и перед ним можно вставить слово Это, которое может быть в самом предложении. На стене ни одного образа — дурной знак (М. Лермонтов).

Тире в сложноподчиненных предложениях

Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять (Н. Гоголь).

Что она натура честная — это мне ясно… (И Тургенев).

Пускай, как хотят, тиранят, пускай хоть кожу с живой снимут — я воли своей не отдам (М. Салтыков-Щедрин).

—>

Тире в предложении с однородными членами при обобщающем слове

ПравилоПример
Обобщающее слово заключает перечислительный ряд однородных членов, поэтому перед ним ставится тире На лесной опушке, на полянке, на проталинках — всюду заметен весенний след.
Обобщающее слово стоит перед однородными и после обобщающего стоит двоеточие, а после однородных предложение продолжается, поэтому ставится тире Всюду: на лесной опушке, на полянке, на проталинках — заметен весенний след
Однородные члены находятся в середине предложения, и возникает необходимость представить их как выражение попутного, уточняющего замечания, поэтому тире ставится с двух сторон Всё, что могло приглушить звуки, — ковры, портьеры и мягкую мебель — Григ давно убрал из дома.

Приложение — определение, выраженное существительным.

Правило Пример
Если перед приложением можно подразумевать без изменения смысла речи союз «А именно» Основная директива — повышение качества продукции — выполняется успешно.
Если приложение стоит на конце предложения и присоединяется как бы в порядке добавления к сказанному Со мною был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу
Если приложений несколько, чтобы установить границу между приложениями и определяемым существительным Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах
Если приложение относится к одному из однородных членов, чтобы не смешивать приложения с однородным членом В комнате сидела бабушка, мой брат — пятилетний Петя, сестра Нина и я.
Если внутри приложения есть запятые Мы, дедовский храня обычай, несём домой из гор добычу — оленя, сбитого стрелой

Задание 21 № 24503

Уско рен ная под го тов ка к ЕГЭ с ре пе ти то ра ми Учи.

Rus-ege. sdamgia. ru

25.09.2017 23:46:27

2017-09-25 23:46:27

Источники:

Https://rus-ege. sdamgia. ru/problem? id=24503

ЕГЭ–2022, русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина. » /> » /> .keyword { color: red; } Я прощальной походкой шел по школьному коридору и вспоминал как пятнадцать лет назад егэ

Я прощальной походкой шел по школьному коридору и вспоминал как пятнадцать лет назад егэ

Я прощальной походкой шел по школьному коридору и вспоминал как пятнадцать лет назад егэ

Уско­рен­ная под­го­тов­ка к ЕГЭ с ре­пе­ти­то­ра­ми Учи. До­ма. За­пи­сы­вай­тесь на бес­плат­ное за­ня­тие!

—>

Задание 22 № 39829

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Школьная жизнь Жени Румянцевой была посвящена общественной работе и астрономии.

2) Женя Румянцева предложила однокласснику встретиться через пять лет после окончания школы, потому что он ей очень нравился и ей было интересно, как сложится его жизнь.

3) В память о Жене Румянцевой рассказчик приехал к Большому театру, где после окончания школы они договорились встретиться.

4) Рассказчик вспоминает о лодочной прогулке с друзьями на Химкинском водохранилище в дождливый день.

5) Когда началась война, Женя Румянцева пошла учиться в лётную школу, позже была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. (3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чём-то жалеющие, растерянные и смущённые своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4)И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох.

(5)В класс заглянула Женя Румянцева:

— Серёжа, можно тебя на минутку? (6)У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!

(8)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьёзно:

— (9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все эти годы. (11)Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах. (13)Немногие из нас твёрдо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим. (14)Между нами никогда не было дружеской близости. (15)В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашёл в нём, кроме одной встречи на Чистых прудах…

(16)Однажды мы собирались в выходной день на Химкинское водохранилище покататься на лодках. (17)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом, Нина и Женя Румянцева. (18)Дождь не переставал ни на минуту. (19)Нечего было и думать о Химках.

— (20)Давайте покатаемся на пруду, — предложил я и показал на старую, рассохшуюся лодку-плоскодонку. — (21)Будем воображать, что мы в Химках.

— (22)Или в Средиземном море, — вставил Павлик.

— (23)Или в Индийском океане, — восторженно подхватила Женя.

(24)Мы вычерпали из лодки воду и отправились в «кругосветное» плавание. (25)Женя придумывала маршрут нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское и входим в Тихий океан. (27)Женя неутомимо командовала: «Право руля!», «Лево руля!», «Поднять паруса!», «Убрать паруса!» (28)Отыскивала путь по звёздам: наш компас разбился во время бури.

(29)Больше Женя не бывала с нами. (30)Мы не раз приглашали её на наши сборища, но она отказывалась. (31)А что если в тот единственный раз она пришла из-за меня и из-за меня отступилась, сказав себе с гордой честностью: не вышло…

— (32)Почему же ты раньше молчала, Женя? — спросил я. (33)К чему было говорить? (34)Тебе так нравилась Нина!

(35)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:

— Где же и когда мы встретимся?

— (36)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера, в среднем пролёте между колонн Большого театра.

(37)Минули годы. (38)Женя училась в Ленинграде. (39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41)Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.

(42)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (43)Я поехал к Большому театру, купил у цветочницы ландыши и пошёл к среднему пролёту между колонн Большого театра. (44)Я постоял там немного, затем отдал ландыши какой-то худенькой сероглазой девушке и поехал домой…

(45)Мне хотелось на миг остановить время, оглянуться на себя, на прожитые годы, вспомнить Женю, лодку, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.

(По Ю. М. Нагибину*)

* Юрий Маркович Нагибин (1920−1994) — русский советский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

—>

Задание 22 № 39829

За пи сы вай тесь на бес плат ное за ня тие.

Rus-ege. sdamgia. ru

04.03.2017 0:09:40

2017-03-04 00:09:40

Источники:

Https://rus-ege. sdamgia. ru/problem? id=39829

Задание 21 ЕГЭ по русскому языку 2022: теория и практика » /> » /> .keyword { color: red; } Я прощальной походкой шел по школьному коридору и вспоминал как пятнадцать лет назад егэ

Задание 21. Пунктуационный анализ. ЕГЭ 2022 по русскому языку

Задание 21. Пунктуационный анализ. ЕГЭ 2022 по русскому языку

За это задание ты можешь получить 1 балл. Уровень сложности: Базовый.
Средний процент выполнения: 32.3%
Ответом к заданию 21 по русскому языку может быть Последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи НЕ имеет значения.

Задачи для практики

Задача 1

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Эти старенькие дворы — настоящее испытание для всех, кто решил навсегда покинуть город, кто уже спешит в сторону станции с большим чемоданом или сумкой на плече. (2)Тут на каждом шагу хочется остановиться, подслушать, о чём перешёптываются из приоткрытого окна на первом этаже, хорошенько рассмотреть ржавые ажурные оградки цветников, лепнину на окнах. (3)И всякий, кто покидает городок, замрёт, заслушается, засмотрится и наверняка опоздает на поезд, как мои любимые старики. (4)Собравшись переезжать в Москву, бабушка и дедушка не раз решительно маршировали к станции с одним намерением — не возвращаться и поскорее забыть город. (5)Дед шёл с серым военным чемоданом и пиджаком, накинутым на плечи; бабушка, оживлённая и взволнованная, в купленном по случаю отъезда лёгком платье из креп-жоржета. (6)Они шли, тихонько переговариваясь и улыбаясь друг другу. (7)Дед — напевая. (8)Бабушка — заботливо снимая с его пиджака пёрышко. (9)Из окна раздавалась песня патефона — они замедляли шаг, а потом одновременно останавливались.

Решение

1 — тире между подлежащим и сказуемым, 4 — приложение, 7 — неполное предложение, 8 — неполное предложение, 9 — БСП

Задача 2

Найдите предложения, в которых Двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Частушки — один из самых молодых фольклорных жанров, это небольшие стихотворные тексты из четырёх (реже двух, трёх или шести) рифмованных стихов. (2)Частушка отдалённо напоминает форму анекдота: то же обыденное, ничего не предвещающее начало и неожиданная концовка. (3)Иногда никакой связи между двумя половинками частушки нет, и благодаря этому создаётся комическое впечатление: «На углу стоит аптека. // Любовь сушит человека». (4)Одни учёные считают, что частушка родилась ещё в XVII–XVIII веках; другие убеждены, что частушка появилась не раньше середины XIX века, поскольку литература использует или хотя бы упоминает все виды устного народного творчества, которые существуют на тот момент. (5)Предание о смерти князя Олега изложено в «Повести временных лет» и легло в основу пушкинской «Песни о вещем Олеге»; Пушкин пересказал в стихах народные сказки, широко использовал многие жанры фольклора Н. Некрасов, но никто из них не вспомнил частушку. (6)Она появляется только в произведениях XX века: в «Двенадцати» Блока, в стихах Маяковского, Есенина и их современников. (7)Частушку интересует всё: личные отношения и новости общественной жизни, события мирового масштаба и события местного значения.

Решение

2 — БСП, 3 — цитирование, 6 и 7 — двоеточие ставится в предложении перед перечислением, если перед ним имеется обобщающее слово

Задача 3

Найдите предложения, в которых Запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Радуга, или разложенный солнечный свет, как утверждал Ньютон, состоит из семи самостоятельных цветов, расположенных в определённом порядке. (2)Он ввёл понятие цветовой модели, которая получила название «цветового круга Ньютона». (3)Однако не все согласны с тем, что существует семь цветов спектра. (4)Леонардо да Винчи полагал, что их пять. (5)Некоторые современные исследователи пришли к выводу, что их четыре. (6)Классическим (в физике) считается семицветие Ньютона. (7)Художники считают голубой цвет не самостоятельным, а разбавленным синим, поэтому традиционно в живописи основными признаются шесть цветов.

Решение

1 — приложение, вводная конструкция, ПО; Предложения 2345: зaпятaя мeждy глaвным и пpидaтoчным пpeдлoжeниями (СПП); 7 — ОЧП, СПП

Задача 4

Найдите предложения, в которых Тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Столица Великобритании — город богатых культурных традиций. (2)Самый старый и большой из его музеев — Британский музей. (3)Здесь собрана огромная коллекция памятников древности. (4)Столица морской державы, естественно, располагает крупным Морским музеем в Гринвиче. (5)Большие художественные ценности принадлежат Национальной галерее — в её экспозиции находятся полотна Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Веласкеса, Гойи, Рубенса. (6)В залах английского искусства — полотна Хогарта, Гейнсборо, Констебла, Тёрнера. (7)Эпицентр всей общественной жизни города — район Сити, своеобразный город в городе, где есть свой лорд-мэр, а также своя полиция, которую легко узнать по гребню на каске и золотым пуговицам мундиров.

Решение

В предложениях 1, 2 и 7 ставится тире между подлежащим и сказуемым; 5 — БСП; 6 — неполное предложение

Задача 5

Найдите предложения, в которых Тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Драконы занимают наше воображение по многим причинам. (2)Во-первых, драконы — это единственные существа, которые умеют стрелять, а проще говоря, плеваться огнём. (3)Вторая особенность драконов — их умение летать. (4)В Азии рассказывают о великодушных драконах: уважение и щедрые приношения — вот всё, что им нужно. (5)А в Европе живут огнедышащие драконы, которые требуют человеческих жертв. (6)Как правило, на Востоке драконов чтят, а на Западе — боятся. (7)Мы мало знаем о них, и поэтому нам остаётся одно — заглядывать в древние рукописи, собирать народные сказания или верить рассказам тех, кто утверждает, будто встречался с ними наяву.

Решение

В предложениях 2 и 3 тире ставится между подлежащим и сказуемым (если подлежащее выражено формой именительного падежа существительного, а сказуемое неопределенной формой глагола или формой именительного падежа существительного); 4 — тире при обобщающем слове после однородных; 6 — неполное предложение; 7 — БСП

Задача 6

Найдите предложения, в которых Тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Мы привыкли к слову «кремль», впервые оно упоминается в летописи XIV века, но происхождение его до сих пор не разгадано. (2)Вполне возможно, что корни у него русские, а значение — «крепость внутри города». (3)Московский Кремль, построенный в XV веке, ни разу не смогли взять штурмом, он был одной из лучших крепостей Европы и самой большой по площади. (4)Существует легенда, что при его строительстве использовали план Микеланджело. (5)Главная кремлёвская башня — Спасская — соединяет Кремль с Красной площадью, через неё въезжали в Кремль государи, отсюда совершался торжественный крестный ход в дни праздников. (6)Достопримечательность башни — куранты, занимающие 3 этажа и весящие 25 тонн. (7)Куранты — говорящие часы с боем и музыкой, в разное время они звучали по-разному: в XVIII веке исполняли песню «Ах, мой милый Августин», а после революции их «научили» «Интернационалу» и «Вы жертвою пали…».

Решение

В предложениях 2, 6 и 7 тире ставится между подлежащим и сказуемым (т. к. подлежащее и сказуемое выражены формой именительного падежа существительного)

Задача 7

Найдите предложения, в которых Запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В 1863 году на греческом острове Самофракия были найдены около ста обломков, из которых была восстановлена фигура Ники, богини Победы. (2)В древности она стояла в святилище на цоколе в виде носа корабля, установленного в бассейне с водой. (3)Крылатая Ника словно приземлилась на корабль, принеся победу в морском бою. (4)Размах её крыльев около двух метров, перья на крыльях хорошо прорисованы. (5)Тонкая ткань высоко подпоясанного хитона облегает тело, показанное в стремительном движении. (6)Несмотря на утраты, Ника Самофракийская стала одним из самых любимых произведений Античности, символом великого взлёта греческой культуры. (7)В настоящее время Ника Самофракийская находится на лестнице Дарю галереи Денон в Лувре.

Решение

1 — СПП, приложение, 2 — обособленное определение, 3 — обособленное обстоятельство, 4 — БСП, 5 — обособленное определение, 6 — обособленное дополнение (несмотря на), однородные члены предложения

Задача 8

Найдите предложения, в которых Двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Языковая норма, опираясь на традиции и авторитет и оперируя понятиями «хорошо — плохо», «допустимо — недопустимо», «культурно — некультурно», выбирает одно и отвергает другое. (2)Она складывается в результате сложных исторических процессов. (3)В общенародный язык вторгаются формы из разных слоёв языка: диалектизмы, жаргонизмы, просторечия, неологизмы. (4)Одни языковые элементы представляются допустимыми, другие — «неправильными». (5)Эти представления интуитивны: человек не задумывается о причинах своих оценок. (6)Он твёрдо знает: так говорить можно, а так нельзя. (7)Например, в одном рассказе К. Г. Паустовского маленькая деревенская девочка поёт: «Так во время воздушной трявоги // Народилась красавица дочь», а её подруга, не изучавшая основ культуры речи, насмешливо комментирует: «Темнота! Надо говорить — тревоги, а не трявоги».

Решение

В предложениях 5 и 6 двоеточие ставится после предложения, за которым следует разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении.

Задача 9

Найдите предложения, в которых Тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Медуза — смертная горгона, чьё имя в переводе означает «стражница». (2)В одних мифах говорится, что только одна из трёх сестёр горгон могла взглядом превращать людей в камень, в других сказано, что все три сестры обладали такой силой. (3)Сёстрам горгоны Медузы — Сфено и Эвриале — было предназначено разделить её ужасную судьбу. (4)Обе эти горгоны были бессмертными и в некоторых вариантах мифа менее отвратительными, чем их сестра. (5)Имя Сфено в переводе означает «могучая», а Эвриала — «далеко прыгающая». (6)Вход в мрачное логово горгон был усыпан обломками каменных статуй — окаменевших останков тех, кто стал жертвой страшного взора горгоны Медузы. (7)Но не только люди, даже животные превращались в камень, когда на них смотрело это ужасное чудовище.

Решение

В предложениях 3 и 6 посредством тире выделяются приложения.

Задача 10

Найдите предложения, в которых Тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Реставрация — это сложный и длительный процесс, требующий специальных навыков. (2)Реставраторы имеют узкую специализацию: одни занимаются восстановлением скульптуры, другие реставрируют произведения на бумажной основе, третьи занимаются темперной живописью, а четвёртые — масляной, причём часто какого-то определённого времени. (3)Существует два основных вида реставрации: «антикварный» и «музейный», отличающиеся самим принципом подхода к восстановлению произведения. (4)Так, «антикварной» реставрацией произведению возвращается «товарный» вид, дорабатываются недостающие детали, а при «музейной» реставрации произведение бережно «вылечивается», а не заново делается. (5)Правда, в исключительных случаях всё же восстанавливают некоторые утраченные части памятника. (6)Но подходить к этому надо очень осторожно: «сотворчество» с автором может привести к тому, что живое произведение превратится в бездушный макет. (7)Так что правильная реставрация — это не «доделывание», а лечение.

Решение

В предложениях 1 и 7 тире ставится перед «это» (сказуемое, выраженное существительным в именительном падеже присоединяется посредством этого слова к подлежащему).

Задача 11

Найдите предложения, в которых Тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Мы пришли в долину в сумерках — ничего не успели разглядеть. (2)А утром вдруг видим: нет в долине ни синих озёр, ни золотых песчаных берегов, ни красных холмов — ничего, только цветы. (3)– Плохо, — сказали чабаны, — мёртвая долина, скоро всё сгорит от жары и овцам нечего будет есть. (4)Скоро вершина горы из белой стала бурой — сошёл последний снег. (5)Из бурой стала зелёной — земля покрылась травой. (6)И, наконец, золотой — это на самую вершину поднялись первые лютики. (7)А скоро среди зелени и лютиков зажглись красные фонарики маков — главного украшения летних гор!

(По Н. Сладкову)

Решение

1 — БСП (мы пришли — не успели разглядеть)
2 — обобщающее слово после ряда однородных (ни озер, ни берегов, ни холмов — ничего)
3 — прямая речь
4 — БСП (вершина стала бурой — сошел снег)
5 — БСП (стала зеленой — земля покрылась)
6 — БСП (золотой (неполное предложение, опущено «стала») — поднялись лютики
7 — приложение (маков — украшения)

Задача 12

Найдите предложения, в которых Запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Кропотливый труд Аполлинария Васнецова вскоре дал отличные результаты: его этюды и полотна озарились солнцем, в них появилась атмосфера. (2)Так, на картине «Ахтырка. Вид усадьбы» живописец изобразил тихий уголок помещичьей усадьбы. (3)На невысоком холме, сразу за деревьями, виднеется сияющий своей белизной барский дом. (4)Напротив него, отражаясь в воде, стоит небольшая белокаменная пристань. (5)Всё в пейзаже проникнуто покоем, солнцем и радостью созерцания прекрасного летнего дня. (6)Эту работу Аполлинарий написал, когда жил на даче, которую снимал его брат Виктор. (7)Братья часто бывали в Абрамцеве, гуляли в его окрестностях, работали на пленэре.

Решение

В предложениях 5 и 7 запятые ставятся между однородными членами предложения.

Задача 13

Найдите предложения, в которых Тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Главное отличие гуаши от акварели — наличие белил: при изготовлении в краску вводят свинцовые, титановые, баритовые белила. (2)Из-за этого она и приобретает свою главную особенность — непрозрачность и великолепную кроющую способность, то есть свойство краски полностью перекрывать другую, даже более тёмную, не давая ей возможности просвечивать. (3)Поэтому гуашью легко работать. (4)Не понравилось, как получилось, — можно переделать, стоит всего лишь положить поверх неудачной краски новую. (5)В этом гуашь напоминает масляную живопись, но высыхает она гораздо быстрее. (6)Произведения, выполненные гуашью, напоминают и пастельную живопись: после высыхания гуашевые краски приобретают такую же матовость и бархатистость, однако меловая пыль пастели в гуаши отсутствует. (7)Получается, что гуашь — техника уникальная, не похожая ни на одну другую и вместе с тем соединившая качества многих.

Решение

В предложениях 1 и 7 тире ставится между подлежащим и сказуемым (т. к. подлежащее и сказуемое выражены формой именительного падежа существительного)

Задача 14

Найдите предложения, в которых Запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Сергей Александрович стоял, оглядывая даль. (2)Он чувствовал: эта окружающая его бедная, тихая жизнь дорога и близка ему. (3)Сколько удовлетворения испытывал он, отдавая на служение ей все силы. (4)И он думал о сотнях рассеянных по широкой русской земле безвестных работников, делающих в глуши своё трудное дело. (5)Да, ими уже сделано кое-что, они могут указать на плоды своего дела. (6)И благодарность к этим людям шевельнулась в нём. (7)Он почувствовал, что никогда не забудет их.

Решение

В предложениях 1 и 3 ставится запятая, т. к. обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Задача 15

Найдите предложения, в которых Тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Братья Гримм — немецкие сказочники, лингвисты, отцы-основатели германской филологии. (2)Золушка, Рапунцель, Спящая красавица — эти персонажи, созданные великими писателями, известны всем, а некоторые и вовсе стали именами нарицательными. (3)Однако сказки — лишь часть невероятного объёма работ, который проделали братья в сфере литературы и лингвистики. (4)Изданная братьями после 20 лет работы первая книга «Немецкой грамматики» — в своё время сенсация в научном сообществе — стала основой для всех последующих исследований германских языков. (5)И всё же главный труд братьев — «Немецкий словарь». (6)Томас Манн через сто лет назовёт «Словарь» «героическим делом», «филологическим монументом». (7)«Этот словарь для меня не просто справочник, а любимое чтение, которому я могу целиком отдаваться целыми часами», — признаётся он.

Решение

В предложениях 1,3 и 5 тире ставятся между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в Им. падеже.

Задача 16

Найдите предложения, в которых Двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В мастерской, изображённой на картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец», всё соответствует правилам: свет, местоположение художника и модели. (2)Обратите внимание: юный живописец сидит не за столом, а у специального устройства — мольберта. (3)Это одно из самых необходимых для художника приспособлений, так как невозможно правильно передать пропорции, если холст или другая основа для живописи лежит на столе. (4)Мольберты изготавливаются из разных пород дерева: сосны, ореха, но лучше всего из бука — это дерево твёрдое и надёжное. (5)Что ещё, кроме мольберта, необходимо в мастерской? (6)Во-первых, шкафы для хранения материалов, холстов, бумаги, рам и так далее. (7)Нужен также и натюрмортный фонд, который может состоять из антикварных вещей: цветных роскошных драпировок, старинной мебели, оружия и изящных ваз.

Решение

В предложениях 1, 4 и 7 двоеточие ставится перед перечислением, т. к. перед ним имеется обобщающее слово.

Задача 17

Найдите предложения, в которых Двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)На протяжении миллионов лет звёздное небо неудержимо влекло человека своей таинственной неизведанностью. (2)Древние люди были абсолютно уверены: всё происходящее на Земле ниспослано небом. (3)А так как в те далёкие времена ещё не было ни календарей, ни часов, то наши предки учились ориентироваться как в пространстве, так и во времени, «читая» звёздное небо. (4)О периоде, когда были зафиксированы первые созвездия, равно как и о том, как определялись их очертания, никаких исторических свидетельств нет. (5)И всё-таки есть определённые основания полагать: первые созвездия были «найдены» народами, населявшими долины рек — Нила, Тигра и Евфрата. (6)Современные учёные утверждают: «Это вполне закономерно, потому что воздух там гораздо прозрачнее, ночи — темнее и чище, а звёзды — ярче, чем в северных регионах». (7)Найденные при археологических раскопках в долине Евфрата клинописные таблицы дают возможность утверждать: деление неба на созвездия существовало ещё за 2 500 лет до нашей эры.

Решение

В предложениях 2, 5 и 7 постановка двоеточия соответствует правилу: двоеточие ставится после предложения, за которым следует разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении.

Задача 18

Найдите предложения, в которых Двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В своих долгих поездках я видел много интересных мест: мощные водопады, голубые озёра, глубокие ущелья. (2)Но самой близкой для меня навсегда осталась средняя полоса России: Владимир, Кострома, Суздаль, Переславль-Залесский. (3)Явственно помню свои ощущения от Сергиева Посада. (4)Так иногда бывает: увидишь какую-нибудь улочку и вдруг вспомнишь, что уже видел что-то подобное. (5)Здесь всё: золото куполов, звон колоколен, белая пена черёмухи — напоминало о мире детства. (6)Я даже подумал: «Это похоже на сон». (7)Этот удивительный город завладел моим сердцем сразу и навсегда.

Решение

В предложениях 1,2,5 постановка двоеточия соответствует правилу: двоеточие ставится в предложении перед перечислением, если перед ним имеется обобщающее слово

Задача 19

Найдите предложения, в которых Тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)К концу XVII века в Италии появляется новый живописец — Алессандро Маньяско. (2)Генуэзец Маньяско — фантаст и романтик. (3)Природа, люди — всё у Маньяско похоже на мираж. (4)Излюбленный им тип композиций — пространственный пейзаж с маленькими фигурами. (5)Пейзажи представляют берега бушующего моря, лесные чащи, горы, фигуры — таинственных странствующих монахов, бродяг, цыган. (6)Живопись Маньяско темна, но вместе с тем воздушна. (7)Его монохромность — это какая-то искристая темнота.

Решение

В предложениях 2, 4 и 7 ставится тире между подлежащим и сказуемым (т. к. подлежащее и сказуемое выражены формой именительного падежа существительного)

Задача 20

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Сняв намокшую куртку и развесив охотничьи доспехи по стенке, я принялся разводить огонь. (2)Соболько вертелся около меня, словно предчувствуя какую-нибудь поживу. (3)Дождь уже прошёл, и по небу неслись разорванные облака, роняющие редкие капли. (4)А потом показалось и солнце, горячее июльское солнце, под лучами которого мокрая трава точно задымилась. (5)Пахло свежей травой, шалфеем, смолистым ароматом недалеко стоявшего сосняка. (6)Наверное, так хорошо может быть только в таком глухом лесном уголке. (7)Весело горит яркий огонёк, начинает припекать горячее солнце, глазам больно смотреть на сверкающую даль чудного озера.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

Решение

В предложениях 1 и 2 ставится запятая при обособлении обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом

Задание 21. Пунктуационный анализ. ЕГЭ 2022 по русскому языку

За это задание ты можешь получить 1 балл. Уровень сложности: Базовый.
Средний процент выполнения: 32.3%
Ответом к заданию 21 по русскому языку может быть Последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи НЕ имеет значения.

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Эти старенькие дворы — настоящее испытание для всех, кто решил навсегда покинуть город, кто уже спешит в сторону станции с большим чемоданом или сумкой на плече. (2)Тут на каждом шагу хочется остановиться, подслушать, о чём перешёптываются из приоткрытого окна на первом этаже, хорошенько рассмотреть ржавые ажурные оградки цветников, лепнину на окнах. (3)И всякий, кто покидает городок, замрёт, заслушается, засмотрится и наверняка опоздает на поезд, как мои любимые старики. (4)Собравшись переезжать в Москву, бабушка и дедушка не раз решительно маршировали к станции с одним намерением — не возвращаться и поскорее забыть город. (5)Дед шёл с серым военным чемоданом и пиджаком, накинутым на плечи; бабушка, оживлённая и взволнованная, в купленном по случаю отъезда лёгком платье из креп-жоржета. (6)Они шли, тихонько переговариваясь и улыбаясь друг другу. (7)Дед — напевая. (8)Бабушка — заботливо снимая с его пиджака пёрышко. (9)Из окна раздавалась песня патефона — они замедляли шаг, а потом одновременно останавливались.

Решение

1 — тире между подлежащим и сказуемым, 4 — приложение, 7 — неполное предложение, 8 — неполное предложение, 9 — БСП

2 Генуэзец Маньяско фантаст и романтик.

Egeturbo. ru

29.11.2019 1:58:39

2019-11-29 01:58:39

Источники:

Https://egeturbo. ru/ege/rus/tasks/21

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *